11. Музыкально-слушательская деятельность на уроках музыки
Задачи и содержание музыкально - слушательской деятельности. Методические подходы к отбору содержания и организации музыкально-слушательской деятельности. Виды работы учителя по подготовке и организации музыкально-слушательской деятельности.
Главная задача музыкально-слушательской деятельности - формирование музыкальной культуры учащихся в процессе общения их с высокохудожественными образцами народной, классической, духовной и современной, отечественной и зарубежной музыки.
Как мы уже говорили, задач в процессе музыкального воспитания, как и вообще в процессе организации духовного становления личности, необыкновенное множество. Воспитывая, нужно постепенно формировать систему гармоничных отношений с предметным миром, с самим собой, с другими людьми, культивируя при этом совесть, честь, достоинство и другие качества личности. Юсов – нацеливаясь на культуру – культивирование высших образцов организации жизни во всех ее проявлениях. Обучая, нужно стремиться заложить прочный фундамент владения, в той мере, которую предполагает общее музыкальное образование, тремя важнейшими видами музыкальной деятельности: слушательской, исполнительской и композиторской. Развивая, давать возможность ребенку интенсивно проявлять себя в сфере выражения чувств и эмоций и решении интеллектуальных задач по законам красоты.
Любая модель создается для решения определенной задачи. Свобода выбора в педагогическом моделировании — принцип, руководство к действию, проявляется уже в выборе задачи. Ниже нибудь еще. Видишь, какая польза от того, что каждая нить теперь не просто сама по себе? — Да.
Каждая из предложенных формул-моделей для удобства будет иметь следующую структуру: название, объяснительная часть, задание.
НАУЧИТЬ УДИВЛЯТЬСЯ
Музыку можно слушать очень внимательно, радоваться, удивляться, фантазировать, постигая ее. Но может быть и иначе. К ней можно отнестись равнодушно, без желания что-то узнавать, без интереса к работе с ней. Виновата ли в этом музыка? Чаще всего нет, такие полярные психические состояния учащихся всего класса могут проявляться на одном и том же музыкальном произведении. Пробудить импульс энергии удивления очень важно, на что обращают внимание многие музыканты-педагоги. «Как цель это зачастую и не осознается, но она есть — сформировать удивление», — подчеркивает В.Г. Ражников [245, с. 26].
Алгоритм: нужно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Педагог начинает моделировать ситуацию.
Задание: к конкретному музыкальному произведению подберите удивительные факты или смоделируйте ситуацию, данным приемом привлекая внимание и интерес к познанию произведения.
НАУЧИТЬ ДЕЛАТЬ ОТКРЫТИЯ
А. Одно из самых простых открытий — это догадка, что можно делать под эту музыку. Музыкальное искусство настолько выразительно, что еще без специальных знаний о средствах выразительности ребенок, сопоставляя звучание с жизнью, понимает, что под одну музыку можно шагать (изображать, как идет кошечка, медведь, слон, бежит заяц), под другую — танцевать, под третью — прыгать или кружиться и т.д. У Д.Б. Кабалевского используется данный методический ход для изучения жанров с определенной сферой бытования — песни, танца и марша.
Детям предлагается определиться, что будем делать, а потом изображать это в действии. Движения, мимика, пластика — все участвует в моделировании. Для решения таких задач можно использовать дополнительно музыкальный материал из сборников «Музыка и движение», «Музыкально-двигательные упражнения» [203].
Задание: найдите музыкальное произведение, под музыку которого прежде всего Вам хочется что-либо делать (необходимо иметь свою версию отгадки) и сформулируйте загадку школьникам с последующим фрагментом работы. Обязательно похвалите удачные отгадки!
Б. Отгадай, что хотел сказать композитор. Музыкальное произведение можно использовать в ситуации «Послание на Луну», «Письмо нашему поколению», «О чем рассказала находка» и др. Ребята слушают произведение без предварительного объяснения и рассказа учителя, анализируют, рассуждают, строят самостоятельно догадки исходя из музыки. Придуманные версии — результат фантазии, воображения, свободного полета мысли ценны как образцы детского творчества. Отгадка в общепризнанном виде сообщается учителем в конце работы.
КАК ОТКРЫВАТЬ ИНТОНАЦИИ
Шаг первый: слушаем интонацию вздоха, скорби, плача, жалобы, вопроса, задора, игривости (можно натуральные, без музыкального выражения); представляем образы, которые могли бы иметь такую интонацию.
Шаг второй: знакомство с музыкой, где такие интонации есть, из них развивается музыкальная ткань.
Шаг третий: ролевая игра с попыткой обыграть интонации вздоха, скорби, жалобы и т.д.
Шаг четвертый: знакомство с композитором, чье произведение с яркими интонациями помогло в работе. Дополнительная информация о произведении.
Задание: подготовить и провести конструирование роли по знакомой интонации.
ПОМОЧЬ СОРИЕНТИРОВАТЬСЯ
Каждое новое произведение несет в себе новый круг идей, интонаций, образов, в котором даже уже немало знающим ученикам нелегко сориентироваться. Алгоритму вхождения в поиск, опираясь на жизненный и музыкальный опыт (сообразно возрасту, этапу обучения) нужно учить. Это может быть моделирование ситуации, сориентированной во времени и пространстве, пусть даже очень условно или субъективно, и мысленное перенесение в нее.
Где? Когда? Два самых главных слова для установки. Моделирование образа сразу, с отрывом от среды, тормозит фантазию, воображение и может привести к извращению сущности. В одном случае учитель может сориентировать учащихся сам, демонстрируя ход своих мыслей, находя детали и аргументы для подтверждения гипотезы, предоставляя свою модель ситуации: «Давайте представим, что мы попали в сказку. Эта сказка начинается…» Или прочитать отрывок из рассказа, романа литературного произведения: «Это было давно, когда еще на было ни машин, ни телефонов…» Часто учитель просто обращается к ребятам с простым вопросом: «Кто из вас был летом в деревне?» — или: «Приходилось ли вам бывать в зоопарке (на море, на вершине горы)? Встречаться с альпинистом (поэтом, моряком и т.д.)?»; «Случалось ли вам ликовать, чему-либо сильно радоваться, о чём-либо печалиться, горевать, сожалеть? Где? Когда?» Перенеслись. «Случалось ли Вам смотреть на бегущих спортсменов, шагающих четко и ровно солдат?» Перенеслись. В другом случае дети могут сориентироваться сами с помощью наводящих вопросов «где?» и «когда?» в любом оформлении: «Как вы думаете, когда жил композитор, написавший эту музыку? К какому времени можно отнести это произведение? Какие исторические события вам известны из этого периода? Как в романе «Евгений Онегин» Пушкин описывает усадьбу Лариных?» и т.д.
Задание: к хору бояр из оперы А. Бородина «Князь Игорь» смоделировать пространство, где бы можно было мысленно представить собравшихся бояр, и послушать, о чем может поведать музыка хора.
СОЗДАЕМ СВОЕ РЕШЕНИЕ ОБРАЗА
Лепка из пластилина, аппликации, композиции из имеющихся маленьких игрушек, природного материала (желуди, веточки, листья и т.д.).
Задание: найти произведение из школьной программы, свое решение образа которого сможете придумать в другом материале.
ЦВЕТОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
На первое место, пожалуй, можно поставить метод сопоставления звука и цвета. Еще Аристотель заметил родство между звуками и цветом. Существует семь музыкальных звуков и семь цветов радуги, то есть семь основных цветов. На уроках музыки для развития абсолютного слуха можно для каждого звука найти подходящий цвет, понимая цвет и как своего рода опорный сигнал для запоминания звучания тона. Некоторый интерес представляют в связи с этим опыты йогов по развитию внутреннего слуха и внутреннего цветоощущения. Так, например совершенно расслабившись, йоги стараются услышать определенные звуки и увидеть соответствующие им цвета. Йоги полагают, что звуку до соответствует фиолетовый цвет, ре — синий, ми — голубой, фа — зеленый, соль — желтый, ля — оранжевый, си — красный. Но закрепление цветового ощущения за тоном чаще всего очень субъективно, связано с жизненным опытом и особенностями «цветного слуха». А цветомузыкальный слух, как известно, отмечался у многих композиторов: А. Скрябина, Ш. Гуно, Ф. Листа, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Н. Римского-Корсакова и др. Использование данного метода может заключаться не только в организации процесса вслушивания в отдельные звуки, подборе цвета для ладотональности, поиске цветовой палитры сообразно частям музыкального произведения, но и в разработке игры цветов по звукам мелодии (в качестве реквизита используются краски, флажки, цветная бумага, цветные ленты, цветные загорающиеся лампочки и т.д.) или даже в составлении цветомузыкальных партитур. Яркие примеры синтеза музыки и цветового изображения можно найти в творчестве А. Скрябина.
Задание: с помощью цвета представить любую модель, адекватную музыке (формы произведения, смены регистров, лада и т.д.).
НАУЧИ СОСТАВЛЯТЬ СВОЙ СЮЖЕТ
Мысленное представление художественных образов иногда выливается в целый сюжет. Заготовками для него могут послужить сказки, легенды, рассказы, кинофильмы, события реальной жизни. Создание сюжета подтолкнет учащихся к прослеживанию развития всего музыкального произведения. Очень важно не потерять в сюжете ощущения настроения, чувства, выражаемого музыкой. Тогда следует обратиться к анализу основных интонаций произведения. Сопоставление сюжетов и музыки обещает быть интересной для школьников творческой работой.
Задание: выбери две пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского и придумай свой сюжет.
РАЗВИТИЕ В МУЗЫКАЛЬНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
Используя технологию создания видеоклипов (условно), можно моделировать линию развития в музыкальном произведении, подбирая согласно динамическим изменениям в музыке новые образы и организуя их последовательность. Живописно-музыкальные композиции на современном языке можно назвать условно «видеоклипами». Репродукции картин из старых журналов, слайды, кадры из кинофильмов (диафильмов), специально сделанные рисунки, художественные фотографии — все может послужить материалом для подготовки таких «видеоклипов». Метод видеоклипа предполагает динамичную смену образов на фоне звучания музыки, что помогает совершенствовать чутье к интонациям, способность реализовать музыкально-слуховые впечатления в зримых образах. Учителю важно иметь в своей видеотеке профессионально сделанные видеоклипы на отдельные музыкальные произведения или по творчеству композитора или исполнителя.
Задание: смонтируйте свой первый видеоклип на любимое произведение (музыка Ф. Шопена, С. Прокофьева, М. Мусоргского и других композиторов).
ПОМОЧЬ УСВОИТЬ РИТМ, РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК
Ритм — явление сложное, за которым кроется и скорость движения, характер, темперамент музыкального высказывания. Здесь важна и пульсация, и чередование сильных и слабых долей, и длительность звуков, и жанровые признаки ритма, и фразировка, и особенности ритмического рисунка мелодии. В качестве материала для моделирования часто используются различные графические рисунки и обозначения. Длинные и короткие звуки могут обозначаться соответственно прямоугольником и квадратиком, длинным тире и коротким, различными фигурками: большими — длительность покрупнее, маленькими — длительность помельче. Сильные и слабые доли — высоким штилем и короткими.
Э. Жак-Далькроз предлагает найти соответственно ритму, ритмической фигуре движение и закреплять его до автоматизма. А наиболее популярны в практическом освоении ритма хлопки разной силы и громкости.
В качестве материала могут служить также слоги. Общепринятыми являются та-ти-ти-та, но можно для ритма подобрать любые слова, разделив на удобные слоги.
Создание ритмических оркестровок на природных и доступных инструментах помогает освоить ритм без лишних слов.
Задание: графическое и практическое моделирование ритма музыкального произведения.
КОНСТРУИРОВАНИЕ ФРАЗ, ПРЕДЛОЖЕНИЙ ИЗ РИТМОБЛОКОВ
Вначале нужно выбрать для работы определенный размер: две четверти, три четверти или четыре. Затем в конкретном размере написать на доске (можно и в тетрадках) несколько ритмоблоков. Ритмоблок — это такт с прописанным ритмом. На каждый ритмоблок придумать подходящее по ритму слово. Из данных слов конструируем ритмы в различном порядке. С опытом работы с ритмоблоками можно познакомиться у Карла Орфа [32].
Получившуюся фразу, предложение поем все вместе, можно с разными нюансами, в разном темпе, характере, дополняя выразительными деталями (подголосок, сопровождение хлопками, щелчками и т.д.).
Задание: написать на доске четыре ритмоблока в определенном размере (двухдольном) и провести работу с учащимися по конструированию ритмических фраз из данных блоков.
Графическое изображение мелодической линии.
Для обозначения высоты звука в практике использовались самые различные модели: лесенки, таблицы, графическая модель, модель из ручных знаков, цифровая модель, методика подвижного «до», нотно-графическая модель и т.д.
Задание: выберите попевку на 4–5 тонов и сделайте к ней модель, наглядно показывающую высоту каждого звука.
СОЗДАЕМ ЗВУКОВУЮ КАРТИНУ (импровизация и сочинение музыки) с последующим сравненем с композиторским произведением.
Звуковую картину можно конструировать из разного звукового материала, например, приготовленных в аудиозаписи природных эффектов (гром, шум ветра, звон разбитого стекла, стук дождя по крыше, льющаяся вода из крана, шум морского прибоя, жужжание пчелы и т.д.). Часто используются самые различные звуковые эффекты, которые способны озвучивать школьники (шуршание бумагой, звяканье металлическими предметами, потряхивание коробочек с разным наполнением, открывание скрипучей двери, удары по столу, книге, колокольчику и т.д.
Задание: с небольшой группой учащихся смоделируйте картину «Город просыпается».
РАЗБИРАЕМСЯ В ФОРМЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Для моделирования формы произведения используются как общепринятые буквенные обозначения (А, В, С, Д и др.), так и геометрические фигурки (кружочки, квадратики, треугольники, прямоугольники и т.д.). Например, простая трехчастная форма — АВА; форма рондо — АВАСА. Для обозначения формы можно найти и цветовое решение.
Задание: подберите два-три музыкальных произведения с ясно выраженной формой. Составьте из букв, а потом из геометрических фигур модель формы данных произведений.
НАУЧИ УЧАЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЯТЬ МУЗЫКУ СЛУШАТЕЛЮ
Как часто мы видим большую работу учителя, который ищет материал, готовится тщательно к каждому уроку, интересно рассказывает о музыке и, можно сказать, использует достаточно много приемов презентации музыкальных произведений. А почему бы не научить это делать учащихся? Активный процесс всегда интереснее. Презентации мы видим на каждом шагу, когда нам хотят продать или подарить какую-либо вещь, будь то книга, парфюмерия, одежда, видеокассета и т.д. Презентация не должна быть затянутой по времени, она предполагает живое, интенсивное общение, сжатую и притягательную информацию. Ученикам предлагаются схемы-модели и музыка на выбор, а затем им предстоит полноценное моделирование и исполнение задания.
СПОСОБЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В СХЕМАХ-МОДЕЛЯХ:
Модель 1.
История создания музыкального произведения.
Слушание.
Обсуждение.
Комментарии по оркестровке и показ фрагмента или фрагментов.
Дополнительная информация о популярности композитора в наше время.
Справка об исполнителях, включающих в свой репертуар данное музыкальное произведение.
Модель 2.
Размышление о важных вопросах в жизни: дружбе, счастье, любви, мире на Земле и т.д. в форме диалога с учетом возраста предполагаемых учащихся.
Информация, как отвечает на этот вопрос композитор (или поэт и композитор) в своем произведении.
Слушание главных, ключевых моментов.
Обмен мнениями, диалог.
Полное прослушивание произведения.
Модель 3.
Создание настроения стихами, шутками, рассказами.
Слушание. Поиск созвучного настроения в музыке.
Комментарии по выразительности ритма, динамического развития.
Информация о творческом союзе композитора и группы исполнителей.
Модель 4.
Новинка! Сенсация! Информация, что пишут газеты, о чем можно услышать с экранов телевидения или по радио, на что не достать билетов, где состоится премьера и т.д.
Анализ стилевых особенностей или особенностей исполнения с показом фрагмента.
Показ музыки.
Модель 5.
Проблема психического самочувствия.
Информация о произведении с рекомендациями.
Слушание фрагмента.
Дополнительная информация и инструкция, когда и как слушать.
Слушание полностью или фрагмента, констатация эффекта.
Модель 6.
Штрихи к портрету композитора.
Штрихи к эпохе.
Самое важное о произведении.
Рекомендации по использованию музыки на вечерах, в домашнем слушании, для гостей.
Модель 7.
Исполняем произведение.
Распределяем роли соисполнителей.
Проводим краткий инструктаж с показом, что и кто делает, исполняем вместе, коллективно.
По ходу даем необходимую информацию.
Беседа о музыке.
Модель 8.
Слушаем два-три произведения. Желательно будущему учителю исполнять их самому.
Коротко рассказываем о каждом произведении.
Выбираем, что понравилось учащимся.
Дополняем информацию. Слушаем выбранное произведение.
Задание: в период педагогической практики в средних и старших классах распределить модели — презентации музыки среди учащихся по выбору. На следующем занятии после выступления учащихся выбрать трех победителей, используя метод соревнования.
Эти задания были представлены студентам в курсе методики музыкального воспитания: на практических и семинарских занятиях по методике музыкального воспитания, педагогической практике, в русле работы над курсовыми проектами. Удобнее всего каждую модель иметь в отпечатанном виде на отдельной карточке. Часто задания выходили за рамки письменно сформулированных, так как принцип свободы выбора имел немаловажное значение. Студентам идея педагогического моделирования понравилась, она им показалась доступной, профессионально важной и нужной, творчество на информативной основе раскрывало пути самореализации.
- Цель и задачи музыкального воспитания в учреждениях общего среднего образования
- Духовно-нравственное воспитание школьников средствами музыкального искусства
- 3. Реформирование музыкального образования в Республике Беларусь
- 3. Общие принципы и методы программы по музыке д. Б. Кабалевского
- 4. Концептуальные идеи в музыкальной педагогике
- 5. Единство общедидактических и специфически художественных принципов музыкального образования
- 6. История музыкального воспитания в России и Беларуси в хх веке
- 7. Музыкально-педагогические концепции б. В. Асафьева и б. Л. Яворского
- 8. Музыкально-педагогическая концепция д. Б. Кабалевского
- 1. По страницам жизни и творчества д. Б. Кабалевского
- 2. Общая ситуация в школе, вызвавшая к жизни потребность создания принципиально новой музыкально-педагогической концепции д. Б. Кабалевского.
- 3. Общие принципы и методы программы по музыке д. Б. Кабалевского
- 2. О чем говорит музыка?
- 3. Куда ведут нас три кита?
- 4. Что такое музыкальная речь?
- 1.Музыка моего народа
- 4.Композитор. Исполнитель. Слушатель.
- 1.Что значит современность в музыке?
- 9. Музыкально-педагогические концепции э. Жака-Далькроза, к. Орфа, з. Кодаи
- 10. Белорусские программы по музыке. Учебно- методический комплекс. Работа с учебником на уроке
- 11. Музыкально-слушательская деятельность на уроках музыки
- Слушание музыки
- 12. Музыкально-исполнительская деятельность на уроках музыки (пение, игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование)
- Основные приемы психолого-педагогического воздействия на учащихся:
- 13. Импровизация и сочинение на уроках музыки
- Формирование у учащихся теоретических и исторических знаний о музыке.