3. Реформирование музыкального образования в Республике Беларусь
Направления реформы – цель и задачи, содержание образования, методы и технологии, оценка.
Реформа общеобразовательной школы в 80-е годы ХХ века (концепция
Д. Б. Кабалевского). Урок музыки – урок искусства. Реформирование музыкального образования в Беларуси в начале ХХI века. Программы по музыке 2004 года (авторские коллективы под руководством Н.Н. Гришанович и В.Д. Юркевич). Программа по музыке 2009 года для учреждений общего среднего образования.
Общая ситуация в школе, вызвавшая к жизни потребность создания принципиально новой музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского.
Причины, по которым композитор начал создавать новые подходы к музыкальному образованию школьников, были следующими:
- низкий уровень массовой музыкальной культуры;
- неудовлетворительное состояние музыкального воспитания в школе;
- устаревшие программы и методические пособия;
Эти причины существовали, не взирая на теоретическое развитие методической мыли в послевоенные годы.
Вспомним:
В первые послевоенные годы уроки музыки были сохранены официально лишь в начальной школе, только в 1956 году уроки музыки вновь были восстановлены в V – VI классах;
В начальной школе уроки музыки проводились не всегда и часто их вели неспециалисты, в V классе дети оказывались неподготовленными к освоению программы
Не было технических средств, не хватало нотных и методических пособий
Не хватало профессиональных учителей музыки
Программа по музыке была переиздана по программе 1943 года, где существенно сократились часы на «Музыку» и обучение сводилось к запоминанию имен композиторов.
Именно по этой программе был создан «проект для обсуждения» дальнейшего состояния музыкального образования в школе. В 1965 году был разработан проект Программы сотрудниками НИИ художественного воспитания АПН СССР. Называлась она уже «Музыка». В этом проекте были намечены шаги по преодолению существующих недостатков. Занятия планировались с особым эмоциональным настроением. Была поставлена задача получения эстетического удовольствия от слушания и пения. Подобран специальный интересный и актуальный для детского восприятия и исполнения, репертуар. Разрабатывались методы и приемы работы учителя, а так же специфика урока музыки. Но все равно, вышеперечисленные недостатки продолжали иметь место.
В 1973 году известный композитор и общественный деятель Д.Б.Кабалевский приступил к созданию экспериментальной программы «Музыка». Разрабатывалась она в лаборатории музыкального обучения НИИ школ Министерства просвещения РСФСР, которой в те годы руководил Д.Б.Кабалевский. Работа длилась очень долго. Большую работу проделали московские лаборатории по музыкальному воспитанию по внедрению в практику программы по музыке Д. Б. Кабалевского на огромной территории России и союзных республик, в том числе и Белоруссии. Немало ярких профессиональных судеб учителей сложилось благодаря стройно разработанной системе со множеством подсказок. И только в 1980 программа была издана массовым тиражом для I – III классов, а в 1982 – для IV – VII. Впоследствии эта программа стала обязательной повсеместно для всей территории бывшего Советского Союза.
Тщательно разработанную систему музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского с полным правом можно назвать технологией конца ХХ века. Она имеет полноценное концептуальное обоснование и чёткую программу действий. Уроки - первый, второй, третий, четвёртый и т.д.- с определённым комплексом задач, пошагово выстраивались один за другим, создавая технологическую цепочку действий. Главным его изобретением явилась система тем, на которой основывались логика постижения музыки, ориентация в мире музыкального искусства (интонация, развитие музыки, форма в музыке и др.) Методическое обеспечение его программы до сих пор остаётся полноценным комплектом к урокам музыки.
Методический комплекс представляет:
а) программу:
а1. календарные планы,
а2. коротко о музыке,
а3. музыкальный материал поурочно,
а4. массу методических разработок.
б) нотные хрестоматии для учителя;
в) фонохрестоматия;
г) таблицы;
д) тематические слайды;
е) методическую литературу для учителя.
По всем признакам систему Д. Кабалевского можно назвать технологией 70-80-х годов.
- Цель и задачи музыкального воспитания в учреждениях общего среднего образования
- Духовно-нравственное воспитание школьников средствами музыкального искусства
- 3. Реформирование музыкального образования в Республике Беларусь
- 3. Общие принципы и методы программы по музыке д. Б. Кабалевского
- 4. Концептуальные идеи в музыкальной педагогике
- 5. Единство общедидактических и специфически художественных принципов музыкального образования
- 6. История музыкального воспитания в России и Беларуси в хх веке
- 7. Музыкально-педагогические концепции б. В. Асафьева и б. Л. Яворского
- 8. Музыкально-педагогическая концепция д. Б. Кабалевского
- 1. По страницам жизни и творчества д. Б. Кабалевского
- 2. Общая ситуация в школе, вызвавшая к жизни потребность создания принципиально новой музыкально-педагогической концепции д. Б. Кабалевского.
- 3. Общие принципы и методы программы по музыке д. Б. Кабалевского
- 2. О чем говорит музыка?
- 3. Куда ведут нас три кита?
- 4. Что такое музыкальная речь?
- 1.Музыка моего народа
- 4.Композитор. Исполнитель. Слушатель.
- 1.Что значит современность в музыке?
- 9. Музыкально-педагогические концепции э. Жака-Далькроза, к. Орфа, з. Кодаи
- 10. Белорусские программы по музыке. Учебно- методический комплекс. Работа с учебником на уроке
- 11. Музыкально-слушательская деятельность на уроках музыки
- Слушание музыки
- 12. Музыкально-исполнительская деятельность на уроках музыки (пение, игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование)
- Основные приемы психолого-педагогического воздействия на учащихся:
- 13. Импровизация и сочинение на уроках музыки
- Формирование у учащихся теоретических и исторических знаний о музыке.