logo
ММВ Ответы начало

2. Общая ситуация в школе, вызвавшая к жизни потребность создания принципиально новой музыкально-педагогической концепции д. Б. Кабалевского.

Причины, по которым композитор начал создавать новые подходы к музыкальному образованию школьников, были следующими:

- низкий уровень массовой музыкальной культуры;

- неудовлетворительное состояние музыкального воспитания в школе;

- устаревшие программы и методические пособия;

Эти причины существовали, не взирая на теоретическое развитие методической мыли в послевоенные годы.

Вспомним:

Именно по этой программе был создан «проект для обсуждения» дальнейшего состояния музыкального образования в школе. В 1965 году был разработан проект Программы сотрудниками НИИ художественного воспитания АПН СССР. Называлась она уже «Музыка». В этом проекте были намечены шаги по преодолению существующих недостатков. Занятия планировались с особым эмоциональным настроением. Была поставлена задача получения эстетического удовольствия от слушания и пения. Подобран специальный интересный и актуальный для детского восприятия и исполнения, репертуар. Разрабатывались методы и приемы работы учителя, а так же специфика урока музыки. Но все равно, вышеперечисленные недостатки продолжали иметь место.

В 1973 году известный композитор и общественный деятель Д.Б.Кабалевский приступил к созданию экспериментальной программы «Музыка». Разрабатывалась она в лаборатории музыкального обучения НИИ школ Министерства просвещения РСФСР, которой в те годы руководил Д.Б.Кабалевский. Работа длилась очень долго. Большую работу проделали московские лаборатории по музыкальному воспитанию по внедрению в практику программы по музыке Д. Б. Кабалевского на огромной территории России и союзных республик, в том числе и Белоруссии. Немало ярких профессиональных судеб учителей сложилось благодаря стройно разработанной системе со множеством подсказок. И только в 1980 программа была издана массовым тиражом для I – III классов, а в 1982 – для IV – VII. Впоследствии эта программа стала обязательной повсеместно для всей территории бывшего Советского Союза.

Тщательно разработанную систему музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского с полным правом можно назвать технологией конца ХХ века. Она имеет полноценное концептуальное обоснование и чёткую программу действий. Уроки - первый, второй, третий, четвёртый и т.д.- с определённым комплексом задач, пошагово выстраивались один за другим, создавая технологическую цепочку действий. Главным его изобретением явилась система тем, на которой основывались логика постижения музыки, ориентация в мире музыкального искусства (интонация, развитие музыки, форма в музыке и др.) Методическое обеспечение его программы до сих пор остаётся полноценным комплектом к урокам музыки.

Методический комплекс представляет:

а) программу:

а1. календарные планы,

а2. коротко о музыке,

а3. музыкальный материал поурочно,

а4. массу методических разработок.

б) нотные хрестоматии для учителя;

в) фонохрестоматия;

г) таблицы;

д) тематические слайды;

е) методическую литературу для учителя.

По всем признакам систему Д. Кабалевского можно назвать технологией 70-80-х годов.