logo
2ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Внеурочные формы организации текущей учебной работы

Основное распространение получили такие формы, как экскурсия, домашняя работа, факультативные занятия, мероприятия внеклассной работы (предметные кружки, студии, олимпиады, конкурсы и др.).

Экскурсия - форма организации учебной работы, при которой учащиеся выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производ­ства) для непосредственного ознакомления с ними. Она объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и помогает учащимся через непосредственные наблюдения зна­комиться с предметами и явлениями в их естественном окружении.

Домашняя работа учащихся представляет собой самостоятельное выполнение учеб­ных заданий вне рамок существующего расписания уроков. Основными задачами, стоя­щими перед домашней работой как формой организации учебной работы, выступают усвоение и повторение изучаемого материала, совершенствование учебных умений и навыков, накопление учащимся опыта самостоятельной работы.

Домашние задания обычно включают в себя: а) усвоение изучаемого материала по учебнику; б) выполнение устных упражнений; в) выполнение письменных упражнений; г) выполнение творческих работ; д) проведение наблюдений (за природой, погодой).

Факультативные занятия представляют собой сверхпрограммные занятия, право выбора которых остается за учащимся, а посещение осуществляется на добровольной ос­нове.

Факультативные занятия призваны решать следующие задачи: а) удовлетворять за­просы учащихся в углубленном изучении отдельных учебных предметов; б) развивать учебно-познавательные интересы и способствовать повышению познавательной активно­сти; в) способствовать развитию творческих способностей и индивидуальных особенно­стей учащихся.

Кружковая работа включает в себя более углубленное изучение отдельных вопро­сов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся. Содержанием их деятель­ности могут быть изучение новейших достижений науки и техники, опытная работа, мо­делирование, ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей, деятелей культуры.

Олимпиады, конкурсы, выставки ученического творчества организуются для повы­шения познавательной активности учащихся по учебным дисциплинам (математике, фи­зике, химии, родному и иностранному языкам, литературе) и развитию их творческих спо­собностей. Проведение этих форм внеклассной работы готовится заранее: составляется план проведения таких мероприятий по школе, проводится серия подготовительных мероприятий, учащимся задаются задания, открыто проводится выявление лучших школьников. Проведение таких мероприятий обращает на себя внимание учащихся и повышает у них интерес к учебному предмету. Кроме того, олимпиады и конкурсы помогают выявлять и развивать более способных и одаренных учащихся. Характер, широта и глубина подготовки к ним позволяют косвенно оценить стиль работы учителя, уровень его творческих и организаторских способностей.