logo
2ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

История дидактики.

Я. А. Коменский (1592-1670) - великий чешский педагог, теоретик и практик образования. В главном труде своей жизни «Великая дидактика» он призывал «учить всех - всему» (идея всеобщего обучения), начинать обучение на родном, а не на латинском языке, как это было принято в средневековой школе. Коменский обосновал принцип сообразности образования и воспитания природе вообще (макромир) и природе ребенка (микромир), а также сформулировал целостную систему принципов дидактики. Коменский - основоположник классно-урочной системы обучения, которая произвела настоящую революцию в организации учебной работы школы.

В плане совершенствования обучения Коменский первым ввел принцип наглядного обучения, издав иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках». Он также первым стал практиковать создание в школе кабинетов физики, естественноисторических наук, биологии, пришкольных садов. Важна и актуальна до сих пор его идея: «сообщить ученикам не отдельные разрозненные знания, а систему знаний, энциклопедию, которая могла бы связно удержаться в памяти, снабдить сведениями о самом основном в каждой науке и сделать учащегося универсально образованным человеком».

Творчество анг. философа и педагога Дж. Локка составляет заметный этап в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения. В его трудах, прежде всего, в педагогическом трактате «Мысли о воспитании» и философском сочинении «Об управлении разумом», ярко выражены важнейшие передовые педагогические устремления того времени. В этих трудах переданы идеи светского, обращенного к жизни образования. Локк по-своему подошел к решению коренных вопросов педагогики: о факторах развития личности и роли воспитания, целях, задачах, содержании образования, методах обучения. Им разработаны приемы и способы развития мышления человека.

Конечную цель воспитания Локк видит в обеспечении здорового духа в здоровом теле. Все составные части воспитания должны быть взаимосвязаны.

В истории мировой педагогики И.Г. Иоганн Генрих Песталоцци (Швейцария) (1746-1827) известен как один из благородных подвижников воспитания «униженных и оскорбленных». В 1774 г. он учреждает свой первый приют для бедных детей. Воспитательной деятельностью Песталоцци занимается под сильным влиянием идей Руссо. В план Песталоцци входит научение крестьянских детей рациональным приемам сельскохозяйственного труда. Воспитанники Нейгода работали в поле и прядильно-ткацких мастерских. Они приобретали минимальное общее образование (письмо, счет, чтение). В сущности, это была попытка соединить обучение и производственную практику.

В своей педагогической теории Песталоцци разработал методику элементного образования. Суть этой методики заключена в том, чтобы пробудить задатки способностей, которые, по его убеждению, заключены в каждом ребенке. Песталоцци раздробил педагогический процесс на простейшие элементы. Эти элементы Песталоцци предлагал сделать первоосновой разностороннего развития личности. Элементный метод предлагал взглянуть на обыденность как на нечто неизведанное и любопытное, предлагал самостоятельное воспитание.

Песталоцци оказывал заметное влияние на западноевропейскую педагогику XIX в., являя собой пример педагогического подвижничества.

Не менее яркой в истории педагогики была фигура Иоганна Фридриха Гербарта (1746­-1841), который видел в педагогике как науке в первую очередь методологический инструментарий. Он настаивал на суверенности педагогической науки: «Было бы лучше, если бы педагогика... сама разработала свои собственные понятия и... поощряла самостоятельное мышление, чтобы стать центром отдельной области мышления». Он видел в педагогике не только науку, но и искусство, владея которым педагог в каждом конкретном случае поступает в соответствии с тем, что «предоставил ему практический опыт».

Педагогика, по Гербарту, будучи самостоятельной наукой, опирается на так называемую «практическую философию» (этику и психологию). С помощью этики намечаются педагогические цели, с помощью психологии - способы их осуществления.

Во главу угла процесса воспитания ставилось волеизъявление личности. Главный тезис рассуждений Гербарта - формирование нравственного человека. Ему принадлежит капитальная разработка идеи воспитывающего обучения, основную задачу которого он видел в развитии всестороннего интереса. Он определил три универсальных метода обучения: описательный, аналитический и синтетический. Главенствующее место отдавалось аналитическому методу, при котором надлежало систематизировать знания учащихся. Все три метода следовало применять в совокупности.

Если объектом внимания Гербарта было, прежде всего, гимназическое образование, то другой крупный немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-­1866) сосредоточил свои исследования в сфере народной массовой школы.

Дистервег в воспитании ставил во главу угла «развивающе-воспитательное и образовательное обучение». Он предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать персональные свойства ребенка (принцип природосообразности). Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса с учетом определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Дистервег особенно настаивал на расширении естественнонаучного образования. В обучении он отдавал предпочтение индуктивному методу (элементарный метод). Практический метод обучения, предусматривающий такое ознакомление учащихся с учебным материалом, при котором в результате наблюдения над фактами языка учащиеся подводятся к обобщениям и выводам; основа проблемного обучения. Полезными для школы оказались сформулированные им дидактические правила: ясность, четкость, последовательность, самостоятельность учащегося, заинтересованность учителя и ученика.

У восточных славян воспитание рассматрива­лось как постепенное взросление члена семьи, рода, общины, племени. Об этом говорят слова, означавшие возраст: «молодой» (3-6-летнее дитя), «чадо»(7- 12- летний ребенок), «отрок» (подросток 12-15 лет).

Огромное значение для развития в России науки и просвещения имела деятельность гениального русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765). Горячий поборник просвещения народа, он требовал для простых людей свободного доступа в университет, организации бессословных школ. Ломоносовым было написано несколько замечательных для своего времени учебников: грамматики, риторики, физики. Особенно большое значение имела его «Российская грамматика». Ломоносов составил учебные планы гимназии и университета при Академии наук, разрабатывал принципы и методы обучения в них.

Одним из выдающихся русских педагогов XIX века является Конс.Дм. Ушинский (1824-1870). Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признание творческой силы народа и его прав на образование. Ушинский дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли и мышления, а также обосновал необходимость их учета в процессе обучения. Цель воспитания по Ушинскому - формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности. Его система нравственного воспитания ребенка исключала авторитаризм, строилась на силе положительного примера, на разумной деятельности.

Ушинский утвердил принцип воспитывающего обучения, который представляет собой единство обучения и воспитания. Он по праву считается основоположником научной педагогики в России.

Педагогические принципы Ушинского:

В становление и развитие дидактики в 20в. значительный вклад внесли отечественные ученые -педагоги - М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Т.Огородников, М.Н.Скаткин, Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, В.В.Краевский, П.И.Пидкасистый, А.А.Вербицкий и др.

Процесс обучения

 Функции обучения

Тремя важнейшими функциями обучения являются образовательная, воспитательная и развивающая функции. Для обучения гармонично развитой, конкурентоспособной личности педагог должен постоянно совершенствовать способы интеллектуальной деятельности ученика.

Образовательная функция.

Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике.

Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Знания должны особым образом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчиненность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало бы путь к освоению последующего.

Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.

Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организацией самостоятельной работы, конспектирования и др.

Воспитательная функция (воспитывающая)

Но обучения и умственного развития ребенка оказывается мало. Полноценный и достойный член общества должен быть еще и хорошо воспитан. Воспитание дает возможность человеку к более обширному познанию мира, знакомит с достижениями человечества, позволяет систематизировать процессы, происходящие в обществе.

Воспитывающий характер обучения — отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Воспитывающая функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и не всегда в нужном направлении, поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного процесса, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания.

С самого раннего детства ребенок вступает в сложные отношения с окружающей средой. Повторяя за взрослыми, он овладевает речью, нормами поведения.

С развитием школьника возрастает и уровень его ответственности перед обществом, формируются гражданские качества. На этом этапе важно всестороннее развитие и воспитание растущей личности. Необходимо воспитание активной жизненной позиции.

Воспитание в коллективе очень важно для ребенка, поскольку различные детские воспитательные, образовательные организации и институты создают ему социальный опыт, опыт поведения в обществе, где его интересы могут столкнуться и даже войти в противоречие с интересами коллектива.

Устойчивые связи в процессе обучения, помогающие повысить эффективность воспитания, называются закономерностями воспитания.

К таким закономерностям относят:

1. Характер воспитания определен социальными и экономическими потребностями общества, а также интересами правящих классов.

2. Цели, методы и содержание воспитания едины.

3. Воспитание и образование едины.

4. Эффективное воспитание происходит при высокой мотивации человека.

5. Эффективнее воспитание происходит при условии взаимоуважения ученика и учителя.

6. В ходе воспитания важно учитывать психологические и возрастные особенности ученика.

7. Процесс воспитания должен опираться на положительные качества ученика.

8. Ученик должен видеть перспективы воспитания, получать радость от достижения успеха.

9. Воспитание происходит в ходе деятельности человека.

10. Чрезвычайно важно воспитание в коллективе.

11. Важно развивать в учениках стремление к самовоспитанию.

Как и обучение в целом, воспитание может быть основано на авторитарном либо на свободном начале.

Человеку необходимо постоянно совершенствовать свои знания. В процессе школьного обучения ребенок постоянно получает информацию, это происходит на уроках, классных часах, кружках, внеклассных мероприятиях. Получение школьником знаний вне урока во многом стихийно, не систематизировано. Сведения, которые дает учитель, должны помочь ребенку успешно войти в социум, сориентироваться в выборе будущей профессии и стать полноценным гражданином страны.

Понятия образование, воспитание и развитие неразрывно связаны в общем процессе обучения.