32 Экологические и трудовые воспитательные дела
Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна.
Жизнь требует не ограничиваться отдельными экологическими воспитательными делами, а соединить их в цепь непрекращающихся природоохранных действий, слить с трудовым воспитанием. Часть времени в таких воспитательных делах отводится экологическому просвещению — формированию необходимых знаний, суждений, понятий, убеждений.
Дополненные местным материалом и преподнесенные должным образом сведения вырабатывают убеждение в необходимости безотлагательной помощи природе, стремление хотя бы частично возместить ей то, что мы так долго от нее брали. Если ребенок, подросток поймет, что его благополучие, его завтрашний день, счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи ручейку и березке, он встанет в ряды защитников и друзей природы.
Основной смысл экологических воспитательных дел — конкретная практическая природоохранная деятельность. Объектами этой деятельности становятся все источники жизнедеятельности человека — земля, вода, воздух, животные, растения. Потребности региона, местные условия определяют направленность, вид, организацию и осуществление экологических воспитательных дел — таких, как движение «зеленых» и «голубых» патрулей, юных друзей леса, защитников птиц и животных, селекционеров редких растений.
Человеческим трудом создаются все материальные и духовные блага; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Поэтому учебный труд предполагает в том числе воспитание психологической и практической готовности школьников к труду. Современный этап общественного и экономического развития предъявляет высокие требования к личности производителя: отношение к труду как к важнейшему общественному и личному долгу; добросовестное отношение к любой работе, уважение к труду и его результатам; постоянное проявление инициативы, активного, творческого подхода к труду; внутренняя потребность работать в полную меру своих умственных и физических сил; стремление строить труд на принципах научной организации; отношение к труду как к осознанной необходимости и основной жизненной потребности человека.
В основе новых технологий трудового воспитания — принцип вариативности программ, методов и организационных форм образования. Программы трудового образования имеют типовой характер. В них заложен государственный минимум требований к результатам воспитания, образования и обучения, по которым оценивается деятельность школьника, учителя и школы. Учитель составляет программу с учетом того или иного состава школьников, региональных особенностей, строго сохраняя единство базового компонента трудовой культуры. Базовый компонент составляет в среднем от 20 до 80% содержания данной, конкретной программы, остальное отводится для ее вариативной части.
Приобретенные в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности — способности к труду, трудолюбия. Это предусматривает уменьшение удельного веса репродуктивных методов обучения и открывает простор для активных исследовательских методов познания, для усвоения основ эвристики и изобретательства.
Организационные формы трудового образования и обучения выбираются учителем. Чтобы труд превратился в любимое дело, ребенку надо пережить успех и радость труда. Поэтому целесообразно строить обучение на доступном уровне трудности; познавая радость заслуженного трудового успеха, юный человек приобретает чувство собственного достоинства, гордости за свой труд.
Акцент в новой технологии трудового воспитания делается на практическом применении школьниками теоретических знаний. Изменяется и структура трудового образования. Она становится комплексной, включает представления о технике и технологии, умение решать практические задачи, достигать качественных результатов. Особенно высоко должен быть оценен творческий подход к решению нестандартных задач, стремление повысить технико - экономические и социальные показатели.
Изменения в классно-урочной деятельности по трудовому воспитанию делают необходимой перестройку внеклассной и внеурочной воспитательной деятельности. Она становится личностно-ориентированной, максимально полезной человеку и обществу. В практику работы классных руководителей проникают активные воспитательные дела трудовой направленности, вызванные к жизни социально-экономическими процессами. Среди трудовых воспитательных дел есть как традиционные, так и новые формы: вахта труда, праздник труда, выставка поделок, генеральная уборка, гуманитарная помощь, волонтерство, озеленение и благоустройство школы, турнир умельцев (помощницам, членов «Умелые руки»), неделя добрых дел, город веселых мастеров, косметический ремонт школы, акт добровольцев, шефская помощь, зоны заботы, разведка полезных дел, трудовой десант, ремонтная школьная бригада и др.
- 1 Сущность процесса воспитания
- 2 Задачи воспитания
- 3 Содержание процесса воспитания
- 4 Общие закономерности воспитательного процесса
- 5 Этапы воспитательного процесса
- 6 Воспитание как социализация
- 7 Средства массовой информации и социализация
- 8 Принципы воспитания
- 9 Общественная направленность воспитания
- 10 Связь воспитания с жизнью, трудом
- 11 Опора на положительное
- 12 Единство воспитательных воздействий
- 13 Методы и приемы воспитания
- 14 Выбор методов воспитания
- 15 Правила выбора методов воспитания
- 16 Классификация методов воспитания
- 17 Методы формирования сознания личности
- 18 Методы организации деятельности
- 19 Методы стимулирования
- 20 Формы воспитания
- 21 Ученический коллектив
- 22 Учение а. С. Макаренко о коллективе
- 23 Коллектив и личность
- 24 Коллектив и неформальные группы
- 25 Педагогическое руководство коллективом
- 26 Личностно ориентированное воспитание
- 27 Комплексный подход к воспитанию
- 28 Воспитательные дела
- 29 Социально ориентированные воспитательные дела
- 30 Этические воспитательные дела
- 31 Эстетические и физкультурные воспитательные дела
- 32 Экологические и трудовые воспитательные дела
- 33 Воспитание в семье
- 34 Типы семейного воспитания
- 35 Содержание семейного воспитания
- 36 Стили семейного воспитания
- 37 Методы воспитания детей в семье
- 38 Педагогическая поддержка семьи
- 39 Диагностика воспитанности