7 Средства массовой информации и социализация
Особая роль в процессах социализации принадлежит средствам массовой коммуникации, которые являются разновидностью массового общения людей. Основные функции массовой коммуникации — поддержание и укрепление общественных отношений, утверждение идеологии правящих групп, социальное регулирование и управление, распространение научных знаний и культуры, организация развлечений и т. д. Следует отдельно выделить социальнопсихологические функции массовой коммуникации, в основе которых лежат потребности как общества в целом, так и отдельных социальных групп и людей. Информация о социальных явлениях и группах, получаемая из средств массовой коммуникации, облегчает усвоение отдельным человеком социального опыта общества, его преобразование в собственные ценности и установки. Массовая коммуникация предоставляет неограниченные возможности для выбора социальных установок и ценностных ориентации личности. При этом наиболее продуктивно использование механизма идентификации, т. е. отождествление себя с членами этих групп.
Ребенок рано начинает испытывать воздействие средств массовой коммуникации. Первое место по своему влиянию на детей занимают электронные средства: кино, телевидение, видео.
Выявлены две тенденции развития подростковой и юношеской субкультуры. Первая проявилась в том, что, имея общие черты, она дифференцируется по регионам и многочисленным тенденциям. Вторая тенденция вызвана влиянием на молодежную субкультуру уголовно-лагерной субкультуры (контркультуры). В этом случае мы имеем дело с протестом молодых людей, которые не покушаются на правовые основы существующего общества, но бросают вызов его морали, приличиям, принятым нормам поведения. Наличие и распространение контркультуры — признак кризиса культуры того или иного общества, неудовлетворенности человека, чаще всего вступающего в жизнь, предлагаемыми данной культурой системой ценностей, норм и образцов поведения. Ее устойчивость зависит от способности общества преодолеть кризис своей культуры.
- 1 Сущность процесса воспитания
- 2 Задачи воспитания
- 3 Содержание процесса воспитания
- 4 Общие закономерности воспитательного процесса
- 5 Этапы воспитательного процесса
- 6 Воспитание как социализация
- 7 Средства массовой информации и социализация
- 8 Принципы воспитания
- 9 Общественная направленность воспитания
- 10 Связь воспитания с жизнью, трудом
- 11 Опора на положительное
- 12 Единство воспитательных воздействий
- 13 Методы и приемы воспитания
- 14 Выбор методов воспитания
- 15 Правила выбора методов воспитания
- 16 Классификация методов воспитания
- 17 Методы формирования сознания личности
- 18 Методы организации деятельности
- 19 Методы стимулирования
- 20 Формы воспитания
- 21 Ученический коллектив
- 22 Учение а. С. Макаренко о коллективе
- 23 Коллектив и личность
- 24 Коллектив и неформальные группы
- 25 Педагогическое руководство коллективом
- 26 Личностно ориентированное воспитание
- 27 Комплексный подход к воспитанию
- 28 Воспитательные дела
- 29 Социально ориентированные воспитательные дела
- 30 Этические воспитательные дела
- 31 Эстетические и физкультурные воспитательные дела
- 32 Экологические и трудовые воспитательные дела
- 33 Воспитание в семье
- 34 Типы семейного воспитания
- 35 Содержание семейного воспитания
- 36 Стили семейного воспитания
- 37 Методы воспитания детей в семье
- 38 Педагогическая поддержка семьи
- 39 Диагностика воспитанности