logo
Раздел_3

7 Средства массовой информации и социализация

Особая роль в процессах социализации принадлежит средствам массовой коммуникации, которые являются разновидностью массового общения людей. Основные функции массовой коммуникации — поддержание и укрепление общественных отношений, утверждение идеологии правящих групп, социальное регулирование и управление, распространение научных знаний и культуры, организация развлечений и т. д. Следует отдельно выделить социальнопсихологические функции массовой коммуникации, в основе которых лежат потребности как общества в целом, так и отдельных социальных групп и людей. Информация о социальных явлениях и группах, получаемая из средств массовой коммуникации, облегчает усвоение отдельным человеком социального опыта общества, его преобразование в собственные ценности и установки. Массовая коммуникация предоставляет неограниченные возможности для выбора социальных установок и ценностных ориентации личности. При этом наиболее продуктивно использование механизма идентификации, т. е. отождествление себя с членами этих групп.

Ребенок рано начинает испытывать воздействие средств массовой коммуникации. Первое место по своему влиянию на детей занимают электронные средства: кино, телевидение, видео.

Выявлены две тенденции развития подростковой и юношеской субкультуры. Первая проявилась в том, что, имея общие черты, она дифференцируется по регионам и многочисленным тенденциям. Вторая тенденция вызвана влиянием на молодежную субкультуру уголовно-лагерной субкультуры (контркультуры). В этом случае мы имеем дело с протестом молодых людей, которые не покушаются на правовые основы существующего общества, но бросают вызов его морали, приличиям, принятым нормам поведения. Наличие и распространение контркультуры — признак кризиса культуры того или иного общества, неудовлетворенности человека, чаще всего вступающего в жизнь, предлагаемыми данной культурой системой ценностей, норм и образцов поведения. Ее устойчивость зависит от способности общества преодолеть кризис своей культуры.