11 Опора на положительное
Если педагог в своем воспитаннике выявит хотя бы капельку хорошего и будет затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то он получит ключ к душе ребенка и достигнет хороших результатов. Такие простые и емкие советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других заданных целью воспитания качеств. Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: педагог обязан выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и сочетания.
Основа этого принципа — известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества (любовь к животным, природная доброта, отзывчивость, щедрость и др.) могут легко уживаться и мирно сосуществовать с отрицательными (неумение держать слово, лживость, лень и т. п.). Сплошь «отрицательных», как и стопроцентно «положительных» людей, не бывает. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного, — задача воспитания, направленного на облагораживание личности.
Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приносила быстрые и положительные результаты, нужно соблюдать правила реализации принципа.
В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.
Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении школьников. Мастера воспитания действуют как раз наоборот — выявляют и поддерживают положительное. Конечно, отрицательные качества надо осуждать и исправлять. Но главное все же — это формирование положительных черт, которые прежде других надо выявлять и развивать. Педагогически всегда выгоднее опираться на положительные интересы воспитанников (познавательные, эстетические, любовь к природе, животным и т. д.), с помощью которых возможно решать многие задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания. Принцип опоры на положительное связан с выбором ведущего звена в воспитательном процессе. Найти это звено в каждом конкретном случае — задача воспитателя.
Опора на положительное имеет еще один аспект, который можно обозначить как создание положительного воспитательного фона. Сюда относятся и жизнедеятельность воспитанников, и стиль воспитательных отношений, и даже «дух» (выражение К. Д. Ушинского) учебно-воспитательных заведений. Спокойная, деловая обстановка, где каждый занят своим делом и не мешает другим, где высокая организация труда и отдыха способствует бодрому, уверенному движению вперед, где и стены воспитывают, потому что продуманы все мелочи интерьера, где чувствуется слаженность действий и заботливое отношение друг к другу, не может не оказывать благоприятного воздействия.
Воспитанники, которым часто напоминают об их недостатках, начинают терять веру в себя, свои силы и возможности. Опытные воспитатели не скупятся на комплименты, щедро авансируют будущие положительные сдвиги. Они проектируют хорошее поведение, внушают уверенность в успешном достижении высоких результатов, оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах.
- 1 Сущность процесса воспитания
- 2 Задачи воспитания
- 3 Содержание процесса воспитания
- 4 Общие закономерности воспитательного процесса
- 5 Этапы воспитательного процесса
- 6 Воспитание как социализация
- 7 Средства массовой информации и социализация
- 8 Принципы воспитания
- 9 Общественная направленность воспитания
- 10 Связь воспитания с жизнью, трудом
- 11 Опора на положительное
- 12 Единство воспитательных воздействий
- 13 Методы и приемы воспитания
- 14 Выбор методов воспитания
- 15 Правила выбора методов воспитания
- 16 Классификация методов воспитания
- 17 Методы формирования сознания личности
- 18 Методы организации деятельности
- 19 Методы стимулирования
- 20 Формы воспитания
- 21 Ученический коллектив
- 22 Учение а. С. Макаренко о коллективе
- 23 Коллектив и личность
- 24 Коллектив и неформальные группы
- 25 Педагогическое руководство коллективом
- 26 Личностно ориентированное воспитание
- 27 Комплексный подход к воспитанию
- 28 Воспитательные дела
- 29 Социально ориентированные воспитательные дела
- 30 Этические воспитательные дела
- 31 Эстетические и физкультурные воспитательные дела
- 32 Экологические и трудовые воспитательные дела
- 33 Воспитание в семье
- 34 Типы семейного воспитания
- 35 Содержание семейного воспитания
- 36 Стили семейного воспитания
- 37 Методы воспитания детей в семье
- 38 Педагогическая поддержка семьи
- 39 Диагностика воспитанности