13 Методы и приемы воспитания
Методы воспитания — это пути (способы) достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать, что методы— это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных качеств. Несомненно, одни пути ведут к цели быстрее, чем другие. Практика воспитания использует прежде всего те из них, которыми вели своих учеников воспитатели, жившие прежде нас. Эти пути называются общими методами воспитания. Однако во многих случаях общие методы воспитания могут оказаться малоэффективными, поэтому перед воспитателем всегда стоит задача найти новые, неизведанные пути, которые максимально соответствуют конкретным условиям воспитания, позволяют быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания — вершина педагогического профессионализма.
Однако создать принципиально новый метод воспитания ни одному воспитателю не под силу, хотя задача совершенствования методов стоит постоянно, и каждый воспитатель в меру своих сил и возможностей ее решает, внося в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса. Такие частные совершенствования методов называются приемами воспитания. Прием воспитания — часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение. Образно говоря, приемы — это неизведанные тропинки, которые прокладывает воспитатель вместе со своими воспитанниками, чтобы быстрее достичь цели. Если ими начинают пользоваться и другие воспитатели, то постепенно приемы могут превратиться в широкие столбовые пути — методы. Знание методов и приемов воспитания, умение правильно их применять — одна из важнейших характеристик педагогического мастерства. Такова связь методов и приемов воспитания.
Выделяется также понятие средств воспитания. Если под приемом понимается единичное воздействие, то под средством — совокупность приемов. Средство — уже не прием, но еще не метод. Например, труд — средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе — это приемы. Слово (в широком понимании) — средство воспитания, но реплика, ироническое замечание, сравнение — приемы. В связи с этим иногда метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели, так как в структуре метода приемы и средства присутствуют обязательно.
- 1 Сущность процесса воспитания
- 2 Задачи воспитания
- 3 Содержание процесса воспитания
- 4 Общие закономерности воспитательного процесса
- 5 Этапы воспитательного процесса
- 6 Воспитание как социализация
- 7 Средства массовой информации и социализация
- 8 Принципы воспитания
- 9 Общественная направленность воспитания
- 10 Связь воспитания с жизнью, трудом
- 11 Опора на положительное
- 12 Единство воспитательных воздействий
- 13 Методы и приемы воспитания
- 14 Выбор методов воспитания
- 15 Правила выбора методов воспитания
- 16 Классификация методов воспитания
- 17 Методы формирования сознания личности
- 18 Методы организации деятельности
- 19 Методы стимулирования
- 20 Формы воспитания
- 21 Ученический коллектив
- 22 Учение а. С. Макаренко о коллективе
- 23 Коллектив и личность
- 24 Коллектив и неформальные группы
- 25 Педагогическое руководство коллективом
- 26 Личностно ориентированное воспитание
- 27 Комплексный подход к воспитанию
- 28 Воспитательные дела
- 29 Социально ориентированные воспитательные дела
- 30 Этические воспитательные дела
- 31 Эстетические и физкультурные воспитательные дела
- 32 Экологические и трудовые воспитательные дела
- 33 Воспитание в семье
- 34 Типы семейного воспитания
- 35 Содержание семейного воспитания
- 36 Стили семейного воспитания
- 37 Методы воспитания детей в семье
- 38 Педагогическая поддержка семьи
- 39 Диагностика воспитанности