logo
Elektronnoe_prilozhenie_VKR_2

Введение

Тем не менее, работ по изучению проблем развития непосредственно письменной речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости в настоящее время очень мало. Это и подтолкнуло нас выбрать данную тему для нашего исследования «Формирование письменной речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости на уроках русского языка».

Объектом исследования: является письменная речь младших школьников с умственной отсталостью.

Предмет исследования: развитие письменной речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости в специальной (коррекционной) школе VIII вида на уроках русского языка.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития письменной речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости на уроках русского языка.

В процессе исследования необходимо решить следующие задачи:

1) изучить состояние проблемы развития письменной речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости в психолого-педагогической и специальной науке;

2) выявить особенности развития письменной речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости;

3) обосновать теоретически и апробировать эффективность системы уроков, направленных на развитие письменной речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.

Гипотеза исследования: формирование письменной речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости в специальной (коррекционной) школе VIII вида на уроках русского языка будет более эффективным, если: будет подобрана специальная система заданий; будет осуществляться целенаправленная работа с родителями таких детей по данной теме; работа будет строиться поэтапно.

Исследование осуществлялось в 3 этапа с апреля 2009 г. по апрель 2010 года.

На первом этапе (апрель 2009 г. – октябрь 2009 г.) проведен анализ философской, исторической, психологической и педагогической литературы с целью разработки теоретико-методологических основ исследования; накапливался фактологический материал и определялись тема, ведущие проблемы, объект, предмет, цель исследования. Использовались методы: теоретический анализ научной литературы; историко-логический, генетический, сравнительно-сопоставительный и системный анализ.

На втором этапе (ноябрь 2009 г. – февраль 2009 г.) велось изучение опыта работы специальной (коррекционной) школы VIII вида; была разработана и реализована коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие письменной речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости; был осуществлен глубокий системно-структурный анализ собранного материала и его оценка. Основные методы исследования: теоретическое моделирование, абстрагирование, аналогия, индукция и дедукция, беседы, интервьюирование, метод включенного наблюдения.

На третьем этапе (март 2010 г. – май 2010 г.) проводилась корректировка обоснованных теоретических положений, оформлялись материалы ВКР. Методы исследования: обобщение и систематизация материалов исследования.

База исследования: Исследование было организовано на базе муниципального специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, специальной школе № 13 VIII вида.

В эксперименте приняли участие 16 учащихся 4-х классов: все испытуемые примерно одного возраста 9 – 10 лет, из них 5 мальчиков и 3 девочки. У всех детей легкая степень умственной отсталости.

Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.