Введение
Актуальность проблемы (характеристика современной социально-культурной, образовательной ситуации в соответствии с темой)
Кто работал над этой проблемой (ФИО авторов, в алфавитном порядке)
Аппарат исследования
Тем не менее, работ по изучению проблем развития непосредственно письменной речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости в настоящее время очень мало. Это и подтолкнуло нас выбрать данную тему для нашего исследования «Формирование письменной речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости на уроках русского языка».
Объектом исследования: является письменная речь младших школьников с умственной отсталостью.
Предмет исследования: развитие письменной речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости в специальной (коррекционной) школе VIII вида на уроках русского языка.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития письменной речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости на уроках русского языка.
В процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
1) изучить состояние проблемы развития письменной речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости в психолого-педагогической и специальной науке;
2) выявить особенности развития письменной речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости;
3) обосновать теоретически и апробировать эффективность системы уроков, направленных на развитие письменной речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Гипотеза исследования: формирование письменной речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости в специальной (коррекционной) школе VIII вида на уроках русского языка будет более эффективным, если: будет подобрана специальная система заданий; будет осуществляться целенаправленная работа с родителями таких детей по данной теме; работа будет строиться поэтапно.
Исследование осуществлялось в 3 этапа с апреля 2009 г. по апрель 2010 года.
На первом этапе (апрель 2009 г. – октябрь 2009 г.) проведен анализ философской, исторической, психологической и педагогической литературы с целью разработки теоретико-методологических основ исследования; накапливался фактологический материал и определялись тема, ведущие проблемы, объект, предмет, цель исследования. Использовались методы: теоретический анализ научной литературы; историко-логический, генетический, сравнительно-сопоставительный и системный анализ.
На втором этапе (ноябрь 2009 г. – февраль 2009 г.) велось изучение опыта работы специальной (коррекционной) школы VIII вида; была разработана и реализована коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие письменной речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости; был осуществлен глубокий системно-структурный анализ собранного материала и его оценка. Основные методы исследования: теоретическое моделирование, абстрагирование, аналогия, индукция и дедукция, беседы, интервьюирование, метод включенного наблюдения.
На третьем этапе (март 2010 г. – май 2010 г.) проводилась корректировка обоснованных теоретических положений, оформлялись материалы ВКР. Методы исследования: обобщение и систематизация материалов исследования.
База исследования: Исследование было организовано на базе муниципального специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, специальной школе № 13 VIII вида.
В эксперименте приняли участие 16 учащихся 4-х классов: все испытуемые примерно одного возраста 9 – 10 лет, из них 5 мальчиков и 3 девочки. У всех детей легкая степень умственной отсталости.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
- «Оренбургский государственный педагогический университет»
- Медведева Марина Викторовна формирование письменной речи у младших школьников с умственной отсталостью на уроках русского языка
- Введение
- Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования письменной речи в младшем школьном возрасте
- 1.1. Понятие речи. Особенности речевого развития младших школьников
- 1.2. Психолого – педагогическая характеристика младших школьников с легкой степенью умственной отсталости
- 1.3. Особенности формирования письменной речи младших школьников в специальной (коррекционной) школе VIII вида на уроках русского языка
- Выводы по главе 1
- Глава 2. Экспериментальное изучение формирования письменной речи в младшем школьном
- 2.1. Организация и методы исследования
- Оценка качества письма
- 2.2. Изучение развития письменной речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости
- 2.3. Анализ эффективности коррекционно – развивающей работы развития письменной речи младших школьников с легкой степенью умственной отсталости
- Выводы по 2 главе
- Заключение
- Список использованной литературы
- Правила библиографического описания монографий, учебных пособий и справочных изданий
- Правила библиографического описания статей из газет, журналов
- Автореферат
- Приложения Содержание
- Структура урока русского языка
- Материал к методике № 1 «Оценка умений письменной речи у школьников средних и старших классов» разработанной Засориной л.Н. Тексты для переписывания
- Рекомендации для родителей по развитию письменной речи младших школьников (4 класс)
- Уважаемые родители!
- Итоговая диагностика уровня развития письменной речи как формы речевой деятельности у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости (по Засориной л.В.)