logo
Elektronnoe_prilozhenie_VKR_2

Оценка качества письма

Вид ошибки

Обозначение

Весовое значение ошибки

1

~

0.05

2

?

0.10

3

v

0.15

4

=

0.20

5

х

0.50

2. Проверка завершается суммированием ошибок: на листе контроля следует указать количество каждого вида. Отсутствие ошибок определенного вида отмечается прочерком. Результаты проверки заносят в протокол занятия.

3. Дальнейшая обработка результатов включает расчет:

Результаты испытания в группе представляются в виде средних показателей - скорости письма, коэффициента качества и продуктивности.

Выводы об уровне развития:

V уровень (высокий) - продуктивность письменной речи = от 10 до 12,50 (10,40- 13) баллов;

IV уровень (выше среднего) - продуктивность письменной речи = от 7,50 до 9,99 (7,80- 10,39)баллов;

III уровень (средний) - продуктивность письменной речи = от 5 до 7,49 (5,20 - 7,79)баллов;

II уровень (ниже среднего) - продуктивность письменной речи = от 2,50 до 4,99 (2,60-5,19)баллов;

I уровень (низкий) - продуктивность письменной речи = от 0 до 2,49 (0 -2,59) баллов.

«Сюжетная картинка» разработана Л.И. Вансовской.

Цель: исследование психологического и лингвистического уровня письма; выявление возможности создания замысла и реализации языковых средств.

Материал: сюжетная картинка.

Инструкция. Опиши содержание картинки за 5 - 10 минут.

Оценка результатов: для определения уровня развития письменной речи на основе данной методики была предложена шкала «оценивания способности младшего школьника умения лексически и грамматически правильного письма, умения связно письменно излагать и самостоятельно сочинять текст».

Для удобства интерпретации шкала разделена на 5 оценочных уровней.

Переход с уровня на уровень говорит о качественном скачке в развитии младшего школьника с легкой степенью умственной отсталости.

В основу данных оценочных уровней были положены следующие признаки:

По каждому из названных признаков сочинение может получить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше. Для выводов об этом используются следующие критерии.

По первому признаку рассказ получает 2 балла в том случае, если младшему школьнику удалось придумать и написать сочинение не более чем за 5 минут. 1 балл ставится тогда, когда на придумывание и написание его ушло от 5 до 10 минут. 0 баллов поданному признаку ставится, если учащийся за 10 минут так и не смог ничего придумать.

Развернутость придуманного сочинения (второй признак) оценивается так. Если сюжет сочинения необычен, оригинален, состоит из нескольких развернутых предложений, то это сочинение получает 2 балла. Если сочинение составлено из нескольких простых предложений, небогатых описаниями и разнообразием образов, использованных в сочинении, то оно получает 1 балл. Наконец, если сюжет сочинения состоит из 1-, 2-, 3-х предложений, простых, фрагментарных, возможно заученных когда-то ранее штампов, то ученик за такое сочинение получает 0 баллов.

По критерию «связность написанного сочинения» оценку в 2 балла сочинение может получить лишь тогда, когда в нем имеется полное соответствие сюжету картинки, все предложения и фразы построены грамматически верно и связны между собой, не наблюдается соскальзывания на побочные ассоциации. Оценка в 1 балл ставится, если сочинение соответствует сюжету картинки, предложения связаны между собой, но наблюдается неправильное грамматическое построение фраз, возможно соскальзывание на побочные ассоциации. 0 баллов ставится, если в нем младший школьник соскальзывает на побочные ассоциации, сочинение не соответствует сюжету картинки, фразы построены грамматически неправильно, отсутствуют связи в высказываниях, испытуемый не понимает сюжета и его замысла.

При оценивании лексической стороны в сочинении, 2 балла ставится, если испытуемый лексически верно написал сочинение, за исключением 1 - 2 незначительных описок. Оценка 1 балл ставится, если школьник допускает небольшое количество лексических ошибок, то есть он может пропускать, переставлять, недописывать в отдельных случаях буквы, повторять части слов, заменять буквы, обозначающие звуки, близкие по месту и способу образования; заменяет буквы на основе графического сходства; может повторять буквы и их элементы, но количество подобных ошибок не должно превышать 3-4 штук. Наконец, 0 баллов ставится, если учащийся допускает множество ошибок в лексике (заменяет звонкие-глухие, твердые-мягкие, шипящие-свистящие звуки; пропускает, переставляет, недописывает буквы, повторяет части слов, заменяет буквы, обозначающие звуки, близкие по месту и способу образования; заменяет буквы на основе графического сходства; может повторять буквы и их элементы, например Ш вместо И).

Наличие орфографических и пунктуационных ошибок в сочинении оценивается так. Если младший школьник не допустил ошибок, либо допустил 1 пунктуационную или орфографическую ошибку, то сочинение получает высшую оценку - 2 балла. Если испытуемый допустил от 2 до 4 орфографических и пунктуационных ошибок в сумме, то за сочинение ставится оценка в 1 балл. Наконец, если учащийся допускает множество орфографических ошибок и не соблюдает написание знаков пунктуации, то ставится оценка 0 баллов.

Выводы об уровне развития:

V уровень - высокий (10 баллов);

IV уровень - выше среднего (8-9 баллов);

III уровень - средний (4-7 баллов);

II уровень - ниже среднего (2-3 балла);

I уровень - низкий (0 - 1 балл).

Для определения количественного анализа по результатам предложенных методик, нами была выделена шкала общего уровня развития письменной речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости:

Высокий уровень - 10-23 балла.

Выше среднего уровень - 8 -10 баллов.

Средний уровень - 5-8 баллов.

Ниже среднего уровень - 2-5 баллов.

Низкий уровень - менее 2 баллов.

На основе проведенных диагностических методик нами была разработана и предложена специальная система коррекционно-развивающих занятий, направленная на развитие письменной речи у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости. Данная программа осуществлялась комплексным методом (на уроках русского языка (Приложение 3), на внеклассных занятиях (Приложение 4), с родителями дома (Приложение 5) и подчиняется основному дидактическому принципу системности и последовательности.

Объем занятий определялся в соответствии с учетом нарушенного внимания, слабой устойчивости внимания к заданию, отвлекаемости и быстрой утомляемости, а также невозможностью длительного сосредоточения на одном и том же задании. Обязательным условием являлось проведение физминутки. Содержание занятия определялось знанием потенциальных возможностей младших школьников с легкой степенью умственной отсталости, соблюдением специфики работы с такими учащимися (дозированное преподнесение материала, частая смена видов деятельности, переключение с одного вида деятельности на другой).

На уроках давались такие задания и упражнения по развитию письменной речи, как:

Проводилась групповая и индивидуальная (при необходимости) работа с младшими школьниками с легкой степенью умственной отсталости на развитие письменной речи (лексической, грамматической, синтаксической ее сторон, связности письменной речи).