2. В период 2000-2004 годов предполагается осуществление следующих мер:
- полная реализация принципа академической и экономической самостоятельности учебных заведений. Развитие контрактных форм отношений с государством и частными заказчиками, причем заказ поступает на основе конкурсных процедур государственных закупок или непосредственно от рынка. Правовой статус государственных учреждений будет изменен на единый статус "учебного заведения". На этой основе произойдет сближение государственных и негосударственных учебных заведений, достижение их равенства по отношению к государственному заказу и государственному финансированию; (Опыт рыночных реформ отчетливо показал, что инвестиции в бизнес возможны при условии, что компания частная и права собственника эффективно защищены. Если школа останется в государственной или квазигосударственной собственности, то экономическая самостоятельность директора реализуется в завышенных зарплатах и необоснованных затратах, так как ему инвестировать в собственность, которую могут в любой момент вывести из-под его управления, не имеет никакого смысла.)
- формирование системы попечительских советов (образовательных организаций и т. п.), что будет способствовать притоку в образовательные организации дополнительных ресурсов - финансовых, материальных, кадровых, их эффективному использованию, укрепит общественный контроль за деятельностью администрации образовательных организаций; (Едва ли можно гарантировать непредвзятость и точное следование общественным интересам подобных институтов хотя бы потому, что пока не существует способов определения интересов всего общества, не говоря уже о вечном конфликте краткосрочных и долгосрочных целей. Остается надежда, что дальше мониторинговых функций их власть не распространится.)
- государственная аккредитация и система контроля качества образования как основной инструмент государственного управления образованием. Основой будет являться централизованное тестирование и контроль качества обучения "на выходе". Система государственных стандартов будет ориентирована на сближение с наиболее эффективными международными образовательными стандартами; (Государственная аккредитация учебных заведений малоэффективна как мера контроля качества, так как зависит от подписи нескольких чиновников, а не от реального качества услуг. Она дает потребителю лишь иллюзию качества, размножает бюрократию и создает барьеры для входа на рынок, а значит, условия для монопольных злоупотреблений. Аккредитация реально увеличивает издержки потребителя, тогда как свободная конкуренция повышает и гарантирует качество. Государственное тестирование - еще одна хорошая идея информирования всех учеников об их уровне относительно страны в целом, а также обеспечения некоторой справедливости при приеме в вузы, которым не будет даваться право устанавливать дополнительные экзамены. Такая система на начальном этапе даст позитивный эффект, однако тесты будут постоянно и справедливо подвергаться нападкам со стороны вузов за их несовершенство и несоответствие требованиям вузов. Необходим открытый рынок тестов, где вуз или работодатель будет выбирать наиболее приемлемый для него и требовать от абитуриента его сдачи. Такое, однако, возможно только при свободном рынке образования, когда вуз будет заинтересован в привлечении клиентов и станет максимально упрощать процедуру отбора.)
- подушевое нормативное финансирование общеобразовательной школы по принципу "деньги следуют за учеником". Оно означает, что учебные заведения финансируются из бюджета пропорционально количеству учащихся в размерах, обеспечивающих предоставление образовательных услуг в объеме минимальных требований федерального образовательного стандарта. За его пределами школы предоставляют дополнительные образовательные услуги, оплачиваемые из региональных и местных бюджетов или из средств семей; (Смысл данной меры в разделении затрат на образование ученика между государством и его семьей. В дальнейшем доля государства должна уменьшаться. В США 25%, а в Южной Корее 40% всех затрат на образование оплачивают учащиеся. Грантовое финансирование студентов, по крайней мере в высшем образовании, должно быстро сменяться кредитным. Сегодня в 50 странах мира применяются различные схемы образовательного кредита и страхования с охватом до 10% студентов. Если допустить на рынок частных кредиторов и сразу или постепенно минимизировать субсидии, то будут найдены оптимальные схемы кредитования, пригодные для большинства неимущих студентов.)
- формирование эффективного налогового режима, привлекающего в образование средства семей и предприятий. Например, затраты на получение образования должны вычитаться из налогооблагаемой базы личных доходов семьи. Спонсорская помощь образовательным организациям не должна облагаться налогом на прибыль. (Это необходимый минимум, нужно последовательно снижать налоговое бремя во всей экономике.)
Итак, предлагаемая реформа создает лишь предпосылки для либерализации отрасли, ибо весьма крупные сферы государственного вмешательства предлагается сохранить: государственное финансирование школ, государственные стипендии, попытки плановым образом найти оптимальные размеры образовательных учреждений, государственные тестирование, лицензирование и аттестация. Реформа может существенно затормозиться по причине того, что все предлагаемые сферы государственного вмешательства будут низкоэффективными. К позитивным моментам реформы можно отнести введение базисных условий конкуренции на рынок образовательных услуг. Все заведения будут конкурировать за частные или общественные деньги, приходящие только с учеником. Уже эта мера может существенно продвинуть и диверсифицировать рынок, как это случилось в Японии, Корее, на Филиппинах, где доля студентов, учащихся в частных вузах, достигает 80%. Если удастся эффективно защитить права собственника, частные учебные заведения быстро вытеснят государственные, которые придется естественным образом приватизировать. Такая "органичная приватизация" с успехом применяется в Венгрии и Польше для большей части экономики и представляется эффективнее "шоковой терапии". Приближение к западным моделям системы образования, разумеется, даст положительный эффект. Однако эти модели не обязательно являются лучшими из возможных. У России есть реальный шанс в ближайшие 10-20 лет провести максимальную либерализацию своего рынка и гармонично интегрироваться в мировой рынок образования.
- Реформа системы образования в россии: конечная цель - свободный рынок
- 1. В период 2001-2005 годов намечается осуществлять инвестиции по следующим направлениям:
- 2. В период 2000-2004 годов предполагается осуществление следующих мер:
- Реформа системы образования в России
- Новый этап реформы образования идет полным ходом в регионах страны. Об оплате учителям с 1 сентября 2011 г.
- В чем суть новой реформы образования?
- Что изменится или не изменится после реформы образования с 1 сентября?
- Почему эта тема стала актуальной именно сейчас?
- Правительство рф выделило на 2011г. Субъектам рф 20 млрд руб. На модернизацию системы общего образования
- Новому Закону быть
- Но вот наступило 1 сентября. Законопроект обсуждается.
- Содержательные новшества (в части профессионального образования)