logo
Реформа высшего образования в России

Новому Закону быть

Концепция проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» была разработана и Утверждена Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности (протокол от 1 июня 2009 г. N 20). Сформирована рабочая группа. Срок представления закона – сентябрь 2010-го года.

Уже в марте 2010г состоялось обсуждение законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» на заседании Комитета Совета Федерации по образованию и науке (15 марта), (опубликовано выступление И. Ильинского, ректора Московского гуманитарного университета, Президента Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области, доктора философских наук, профессора). Его выводы: это хоть и добротный, но ещё весьма «сырой» вариант, Закон этот чрезвычайно важный и его нельзя принимать без широкого, хорошо организованного независимого публичного обсуждения, келейная разработка и ускоренное принятие к назначенному сроку (сентябрь – в Правительство, ноябрь – в ГД),  совершенно недопустимы.

В мае 2010г проект Закона обсуждался в Экспертном Совете, тогда же  впервые снова заговорили о проекте нового федерального интегрированного закона «Об образовании» во всеуслышание. 17 мая в Государственной Думе РФ состоялась конференция «Российское законодательство и образовательная политика – двадцать лет спустя: взгляд из столицы региональных центров».  Подробно материалы этого обсуждения (а уже там было много негатива) представлено в статья в Учительской  газете «Новый закон об образовании: широкое обсуждение началось» от 15 июня.

Но вот сообщение от 31 мая 2010г – «Президент РФ Дмитрий Медведев поручил к 1 сентября внести на рассмотрение Госдумы новый законопроект об образовании, этот документ глава государства обсудил в понедельник на рабочей встрече с министром образования и науки Андреем Фурсенко». Фурсенко доложил президенту, что сейчас министерство совместно с депутатами готовит интегрированный законопроект об образовании.

И все сново забурлило. Наталья Иванова-Гладильщикова пишет в Русском журнале от 21 июня   (после одного из первых обсуждений проекта закона на заседании думского Комитета по образованию):

«Считается, что прежний (1992 года) устарел. Проблема в том, что, по мнению экспертов, интегрированный закон не только не лучше, но гораздо хуже прежнего. Представить его к первому слушанию приказано в сентябре. Значит, «широкое» обсуждение пройдет в глубоко отпускное время. Если так произойдет, закон примут так же стремительно, как это было с печально известным 122-м законом (о монетизации льгот).

В написании этого закона не участвовал профильный Комитет Госдумы. Законы теперь тоже разрабатываются по конкурсу, конкурс выиграла организация «Центр законодательных инициатив». В работе принимали участие юрфак МГУ, Минкульт, Минобр, ФСБ, МВД, Минздрав. Может быть, поэтому законопроект получился таким, что понять его даже по признанию депутатов Госдумы невероятно сложно.

Сначала предполагалось, что в новом законе будет 8 глав, сегодня их 20 – 400 страниц текста. Отдельные главы посвящены дошкольному, среднему, общему и высшему образованию. А также военному, медицинскому, образованию в области культуры и искусства и другим его видам…

Сегодня в международных рейтингах российская система образования идет вниз: где-то мы после 60-го места, где-то после 80-го. Сможет ли новый закон приостановить наше падение в этом рейтинге, чтобы мы пошли вверх? Ответа на этот вопрос тоже нет».