logo
Реформа высшего образования в России

Реформа системы образования в россии: конечная цель - свободный рынок

    В данной работе анализируется реформа системы образования, принятая правительством РФ в виде составной части программы Г. Грефа. Анализ позволяет выявить как ряд сложностей, которые возникнут при реализации программы, так и позитивные изменения, к которым она приведет.     Основная цель грядущей реформы - повышение эффективности системы образования. Под эффективностью понимается некий интегральный показатель из экономической эффективности (снижение издержек и повышение рыночного качества услуг) и социальной справедливости (равный доступ для всех слоев населения). Эти показатели прямо противоположны: чем более свободен рынок от государственного регулирования, тем более экономически эффективно использование ограниченных ресурсов, тем больше неравенства. Неравенство становится результатом различий в способностях, знаниях, информации и капитале, которыми обладают люди. Для существования свободного рынка нужны шесть важнейших условий:

  1. полностью защищенная частная собственность;

  2. полностью свободные от государственного регулирования цены;

  3. абсолютно свободный вход на рынок и выход с рынка;

  4. силовое государственное принуждение к соблюдению законодательства, в частности контрактов;

  5. полная и доступная потребителям информация о существующих предложениях на рынке;

  6. политическая терпимость населения к различиям и неравенству.

    Общая стратегия рыночных реформ направлена именно на достижение этих шести условий, что требует времени из-за необходимости демонтировать и реструктурировать огромную бюрократическую машину, всячески сопротивляющуюся этому благородному стремлению, а также из-за сравнительно медленного изменения ценностного спектра населения. Таким образом, "шоковая терапия" в образовании могла бы привести ко множеству непредвиденных как желательных, так и не желательных последствий. Отказываясь идти на риск, правительство избрало вариант постепенных изменений в правилах игры. Первым шагом стала предложенная реформа, частично сокращающая и централизирующая государственное вмешательство в отрасль. При этом без дальнейшей либерализации система скорее всего даст весьма скромные результаты в долгосрочной перспективе.     Рассмотрим подробнее предложенные правительством меры по повышению эффективности системы образования в России.