logo
Ганичева

3) Структура службы(психологическая служба в системе народного образования)

Психологическая служба образования создается как единая система в масштабах любой административной единицы: города, области, региона, а в перспективе — всей страны. Каждое звено этой системы имеет свои четко определенные функции. Гарантией эффективности деятельности психологической службы служит последовательное и четкое профессиональное взаимодействие всех подразделений. В самом общем виде структура включает три звена: практическийпсихолог(илигруппапсихологов)вобразовательномучреждении; районный (муниципальный) кабинет (отдел) психологической службы; Центр (окружной, городской, региональный) психологической службы.

Практический психологработает в конкретном учебном заведении — детском саду, общеобразовательной школе, гимназии, детском доме и др. Здесь он осуществляет в первую очередь следующую работу: » психологическое изучение детей для индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения, обеспечения полноценного развития каждого ребенка, раннего выявления, преодоления и профилактики неуспеваемости и недисциплинированности детей; + консультирует воспитателей, учителей, администрацию образовательного учреждения, родителей по проблемам обучения и воспитания; повышает уровень психологических знаний; помогает решению проблем педагогов как профессионалов.

Районные (муниципальные), областные, городские (в зависимости от структуры органов управления народного образования в конкретном регионе) психологические кабинеты (отделы) сосредоточивают свою деятельность на следующем:

♦ ведут непосредственную работу с психологами образовательных учреждений;

♦ контролируют и организуют их деятельность;

♦ оказывают методическую и иную профессиональную помощь;

♦ пропагандируют психолого-педагогические знания;

♦ проводят психодиагностику и психокоррекцию особо сложных случаев;

♦ участвуют в работе медико-психолого-педагогических комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних;

♦ консультируют администрацию образовательных учреждений по социально-психологическим проблемам управления, создания оптимального социально-психологического климата в педагогическом коллективе и другим вопросам профессиональной деятельности.

В штат кабинета помимо психологов входят также социальные работники, педагог, врач-психоневролог.

Центр психологической службыобразования— главная организация, руководящая деятельностью психологов, работающих в образовательных учреждениях, психологических кабинетах, и специалистов всех психологических служб определенного региона. Центр отвечает за научно-методическое и научно-организационное обеспечение этих служб, за профессиональный уровень психологов, работающих в данных службах. В Центр могут обращаться родители, педагоги, другие работники народного образования.

Центр состоит из двух основных отделов — индивидуальной помощи и психологического обеспечения образовательных учреждений.

Руководящим органом психологической службы образования выступает отдел психологической службы органов (или психолог) управления образованием соответствующего уровня. На федеральном уровне — отдел, занимающийся вопросами психологической службы в Министерстве образования России.