9) Понятие о социальном заказе на работу практического психолога.
Социальный заказ на работу практического психолога – это продуктивное общественное признание необходимости данной формы профессиональной деятельности, проявляющееся в готовности пользоваться услугами консультантов, психотерапевтов и практических психологов иных специализаций.
Как правило, этот заказ исходит от психически здоровых людей, которым нужен совет относительно сложной внутренней или межличностной проблемы. Естественно, что к психологу не обратится человек, способный самостоятельно справляться с проблемами, строить свою жизнь так, чтобы предупреждать возникновение психотравмирующих ситуаций. Однако экстремальные события в его жизни или деятельности также могут родить потребность в профессиональной психологической помощи.
Непосредственными носителями заказа на работу психолога выступают клиенты и заказчики. Клиент в практической психологии — это человек, получающий помощь от психолога. Клиентом практического психолога является взрослый или ребенок, который сообщает ему психологическую информацию о себе, о других людях и о взаимоотношениях с ними. Клиент будет также и получателем психологической информации, то есть именно ему предстоит решать свою собственную проблему, не перекладывая ее на плечи психолога.
В качестве заказчика услуг психолога выступают учителя относительно учащихся, родители относительно своих детей, руководители организаций относительно персонала, врачи относительно определенной категории больных, судебные органы относительно обвиняемых, нуждающихся в психологической экспертизе. Своеобразным заказчиком услуг психолога являются рекламисты, структуры по связям с общественностью и имиджмейкеры. Они ориентируются на работу с независимым от них «клиентом» – потенциальными покупателями или избирателями.
Рассмотрим наиболее распространенные заказы, поступающие к психологу в системе школьного образования. Со стороны учителей и родителей обращения чаще всего связаны с нежеланием некоторых детей и подростков учиться и реализовать свои способности, с низкой успеваемостью по всем или каким-то определенным учебным предметам. Учащиеся просят помочь им овладеть определенными умениями и навыками, развить память, стать внимательнее, сосредоточеннее на уроке, научить рационально распределять свое время и пр.
Много запросов поступает по личностным проблемам: тревожность ребенка (особенно школьная), различного рода комплексы, неуверенность в себе, трудности в поведении, во взаимоотношениях с другими людьми. Учащиеся обращаются к психологу с просьбой помочь преодолеть сложности в общении со сверстниками, особенно противоположного пола, во взаимоотношениях с учителями и родителями. Старшие подростки и юноши спрашивают, как им развить определенные личностные качества, какую профессию выбрать. К психологу приходят запросы о том, как составить программу воспитательной работы с «трудными» классами, как работать с детьми из неблагополучных семей; как преодолеть конфликт между классом и учителем, родителями и детьми, школьников между собой, как наладить контакт между школой и родителями.
Ряд обращений к психологу связаны с профессиональной ориентацией тех учащихся, которые не добились в учебе заметных результатов, не осознали своих профессиональных интересов, чувствуют себя неспособными. Случаются обращения к психологу относительно целесообразности ускоренного прохождения ребенком учебного курса в связи с его одаренностью.
Психолог, работающий в организации, реализует постоянно действующий социальный заказ инициативным и творческим выполнением своих повседневных обязанностей. Он, работая по своему плану, выявляет индивидуальные или групповые психологические проблемы, исследует их и ищет пути их разрешения. Так, например, знакомясь с учащимися, психолог приходит на урок английского языка. Его внимание привлекает оживленная девочка, которая при каждом вопросе учительницы поднимает руку, отвечает уверенно, громко и радостно. Учительница, характеризуя детей этого класса, назвала эту девочку в числе наиболее способных. Но вот на следующем уроке по математике ее было трудно узнать: оживление пропало, на вопросы не реагирует, а если спрашивают, отвечает неуверенно и робко. Учительница математики отнесла девочку к слабоуспевающим. Перед психологом встал вопрос: что лежит в основе столь неровной учебы? Теперь ему на основе невербализованного и неоформленного запроса, идущего от практики, необходимо сформулировать психологическую проблему.
Клиенты, как правило, приходят на встречу с практикующим психологом для сеанса консультирования или психотерапии добровольно. Но в некоторых случаях (закрытые школы, тюрьмы, клиники) людей направляют к психологу даже без их согласия. Установить взаимоприемлемые отношения в этих случаях, конечно, очень трудно.
Заказчик в отличие от клиента является своего рода посредником в системе отношений психолога и клиента. В некоторых случаях клиент и заказчик совмещаются в одном лице. Это бывает тогда, когда индивидуальное обращение за помощью к психологу, влечет за собой групповую (межличностную) психодиагностику и консультирование, предполагает разрешение конфликта взаимоотношений. Если человек обращается за помощью со словами: «Я здесь для того, чтобы найти подход к моим детям, и хотел бы об этом потолковать», то психолог не может игнорировать тему детей даже при условии, что центром проблемы являются все же не они.
Заказчик предъявляет психологу свою версию социально-психологического статуса потенциального клиента, свое видение его проблемы. Нередко он оговаривает условия относительно сроков, объемов и некоторых других особенностей намечаемой психологической помощи.
Заказчиком психологических услуг не может явиться ребенок в возрасте до 14 лет, поскольку он, в соответствии с правовыми нормами, не несет юридической ответственности за свои действия. Это также и вопрос о том, кому и с какой целью может быть передана информация, полученная практическим психологом в ходе его диагностических исследований. Если клиентом является ребенок в возрасте до 14 лет, то психологическая информация сообщается людям, которые несут ответственность за него. Родители или опекуны, по-видимому, способны распорядиться этой информацией в интересах ребенка.
Взрослому человеку сообщают ту психологическую информацию, которую он в состоянии принять и решить с ее помощью свою проблему. Каким бы эффективным не было решение психологической проблемы клиента, но если оно пришло только в голову психологу и не воспринимается клиентом, его не следует и навязывать. Здесь определенную (но не главную) роль играет уровень психологической культуры людей. Он предопределяет ряд трудностей получения, передачи и использования психологической информации в работе практического психолога.
- 1) Цели и задачи психологической службы в детском образовательном учреждении
- 2) Аспекты психологической службы образования.
- 3) Структура службы(психологическая служба в системе народного образования)
- 5) Психологическая служба образования, или школьная психология, за рубежом.
- 6) Практическая психология образования в России
- 8) Модель профессиональной деятельности детского практического психолога
- 9) Понятие о социальном заказе на работу практического психолога.
- 10) Профессиональное место психолога в образовательном учреждении
- 21) Организация разновозрастного общения детей дошкольного возраста.
- 22) Организация адаптации детей к детскому саду.
- 24) Этапы психодиагностического обследования
- 25) Правила основного этапа психологического обследования (тестирования) в условиях дошкольных учреждений
- 26) Содержание и формы коррекционной работы в доу
- 30) Работа с детьми «группы риска».
- 32) Набор диагностических методик для детей 3—5 лет
- 33) Диагностики для обследования детей 5-7 лет
- 35) Анализ существующих методов определения готовности к школе
- 38) Невротические проявления у детей
- 39) Страхи у детей: характеристика, причины, диагностика, коррекция.
- 40)Развивающая работа с детьми преддошкольного возраста (2-3 года)
- 41) Развивающая работа с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет)
- 42) Развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста
- 43) Диагностические методики, направленные на выявление уровня развития моторики дошкольника.
- 44) Внимание и память
- 45) Уровень воображения дошкольника
- 46) Уровень развития речи
- 47) Восприятие дошкольника
- 48) Уровень мышления
- 49) Мотивационно-потребностная сфера
- 50) Особенности личности и общения дошкольника
- 51) Самооценка и уровень притязаний. Беседа "Расскажи о себе"(а.М.Щетинина)
- Методика "Два дома"
- 52) Эмоции и чувства. Проективная методика "Неоконченные рассказы" (т.П.Гаврилова)
- Проективная методика "Рисунок человека"