51) Самооценка и уровень притязаний. Беседа "Расскажи о себе"(а.М.Щетинина)
Беседа проводится индивидуально с каждым из детей обследуемой группы и состоит из нескольких этапов (частей), на каждом из которых решаются свои диагностические цели.
Цель: изучение уровня и характера оценки, сформированности образа "Я", степени осознания своих особенностей.
Содержание и ход беседы.
1. Вначале психолог (воспитатель) просит ребенка рассказать о себе все, что знает. То есть ребенку предоставляется возможность высказать о себе все, что он уже достаточно хорошо осознает. Затем взрослый задает вопросы (помимо нижеозначенных могут быть дополнительные вопросы-подсказки). Здесь приведены вопросы, обращенные к мальчику (если беседа проводится с девочкой, то вопросы надо переформулировать):
- Опиши свою внешность.
- Как ты думаешь - ты красивый?
- Почему ты так считаешь?
- Кто еще считает тебя красивым?
- Ты сильный, ловкий?
- Как бы ты хотел выглядеть?
- На кого ты хотел бы быть похожим?
Эти вопросы помогают понять, насколько сформирован у ребенка образ его Я-физического.
2. Другая часть беседы направлена на изучение представлений ребенка о себе как друге (подруге):
- Скажи, пожалуйста, у тебя есть друг (подруга)?
- Как ты думаешь, он считает тебя хорошим другом?
- Почему ты так считаешь? Что ему в тебе нравится?
- А бывает, что вы ссоритесь?
- Почему это происходит?
- Кто чаще бывает виноват в ссоре - ты или он?
- Каким другом ты бы хотел стать?
3. Чтобы выявить особенности представлений ребенка о себе как о мальчике (девочке), сыне (дочке), можно провести беседу по следующим вопросам:
- Скажи, пожалуйста, кто ты - мальчик или девочка?
- Откуда ты знаешь это?
- Чем мальчик отличается от девочки?
Ребенок может называть внешние признаки и особенности полоролевого поведения. Если он не может сказать сам, то исследователь продолжает ставить вопросы:
- По каким внешним признакам можно узнать, что это мальчик?
- Чем чаще всего занимаются мальчики, мужчины?
- Как ведут себя мальчики в отличие от девочек?
- Как ведут себя мальчики по отношению к девочкам?
Ответы ребенка и его эмоциональные реакции обязательно подробно записываются, а затем подвергаются анализу по следующим направлениям.
Уровень самооценки, самопринятия.Самооценка и самопринятие считаются низкими в том случае, если ребенок говорит о себе больше в негативно-эмоциональном тоне и оценивает себя как не очень хорошего или же ссылается на низкую оценку его качеств взрослыми. В том случае, если ребенок большую часть сторон образа "Я" осознает с позитивной позиции и лишь отдельные качества считает в себе плохими (или таковыми их считают другие), то можно интерпретировать такие оценки как показатель среднего уровня самооценки и самопринятия. О высоком уровне самооценки и самопринятия свидетельствуют в основном позитивная оценка ребенком всех сторон своего "Я" как с собственной позиции, так и с позиций других людей.
Характер самооценки.Самооценка ребенка может быть общей, конкретной, абсолютной и относительной. Общая самооценка связывается с целостным отношением ребенка к себе как к любимому и значимому для окружающих существу (или наоборот). Конкретная самооценка отражает отношение ребенка к успешности своего частного, определенного действия. Абсолютной характеризуется такая самооценка детей, которая никак не соотносится с отношением к ним других людей. Относительная самооценка означает отношение ребенка к себе в сопоставлении отношения других к нему и другим детям ("Я тоже хороший, как и Сережа", "Я хороший, меня тоже любит воспитательница"). Кроме того, выделяют реальную и идеальную самооценку, т.е. то, каким видит ребенок себя сейчас, в данное время, и каким он хотел бы быть (Я-идеальное).
Уровень осознания своего "Я".Если ребенок самостоятельно называет и аргументирует (отвечает на вопросы "почему?") те или иные качества своего "Я" или делает это с незначительной помощью взрослого, то можно говорить о высоком уровне развития образа "Я". Если же ребенок называет свои качества с помощью взрослого, но аргументирует лишь их отдельные оценки, то это можно расценивать как средний уровень осознания "Я". Низкий уровень развития образа "Я" ребенка проявляется в том, что он даже с помощью взрослого называет лишь единичные качества сторон своего "Я", не объясняя их, или же аргументация повторяет характер оценки ("хороший, потому что хороший").
- 1) Цели и задачи психологической службы в детском образовательном учреждении
- 2) Аспекты психологической службы образования.
- 3) Структура службы(психологическая служба в системе народного образования)
- 5) Психологическая служба образования, или школьная психология, за рубежом.
- 6) Практическая психология образования в России
- 8) Модель профессиональной деятельности детского практического психолога
- 9) Понятие о социальном заказе на работу практического психолога.
- 10) Профессиональное место психолога в образовательном учреждении
- 21) Организация разновозрастного общения детей дошкольного возраста.
- 22) Организация адаптации детей к детскому саду.
- 24) Этапы психодиагностического обследования
- 25) Правила основного этапа психологического обследования (тестирования) в условиях дошкольных учреждений
- 26) Содержание и формы коррекционной работы в доу
- 30) Работа с детьми «группы риска».
- 32) Набор диагностических методик для детей 3—5 лет
- 33) Диагностики для обследования детей 5-7 лет
- 35) Анализ существующих методов определения готовности к школе
- 38) Невротические проявления у детей
- 39) Страхи у детей: характеристика, причины, диагностика, коррекция.
- 40)Развивающая работа с детьми преддошкольного возраста (2-3 года)
- 41) Развивающая работа с детьми младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет)
- 42) Развивающая работа с детьми старшего дошкольного возраста
- 43) Диагностические методики, направленные на выявление уровня развития моторики дошкольника.
- 44) Внимание и память
- 45) Уровень воображения дошкольника
- 46) Уровень развития речи
- 47) Восприятие дошкольника
- 48) Уровень мышления
- 49) Мотивационно-потребностная сфера
- 50) Особенности личности и общения дошкольника
- 51) Самооценка и уровень притязаний. Беседа "Расскажи о себе"(а.М.Щетинина)
- Методика "Два дома"
- 52) Эмоции и чувства. Проективная методика "Неоконченные рассказы" (т.П.Гаврилова)
- Проективная методика "Рисунок человека"