logo
Ганичева

25) Правила основного этапа психологического обследования (тестирования) в условиях дошкольных учреждений

1. Обращение к ребенку по имени.

2. Не отрывать ребенка от интересной деятельности, которой он занят в группе.

3. Первоначальное установление контакта.

4. Дать ребенку время освоиться (в кабинете не должно быть чего- либо очень привлекательного для ребенка).

5. Обследование проводить в изолированном помещении (ни в коем случае не в группе), за соответствующим росту ребенка столом.

6. Не сажать ребенка лицом к окну, чтобы избежать рассеивания внимания.

7. Психолог должен сидеть рядом / сбоку, но не напротив ребенка.

8. При присутствии взрослых, нужно предупредить их о невмешательстве в процесс (территориальное отделение, чтобы не попали в поле зрения ребенка, лучше занять их какой-либо деятельностью, например, дать заполнить анкету).

9. Ребенку 6-7 лет с ярко выраженными чертами лидера можно предложить выбрать: что хочешь – поиграть, порисовать или позаниматься?

10. Все методики должны быть заранее подготовлены, но находиться вне поля зрения ребенка.

Правила комплектации «батареи методик».

• лучше начинать с рисуночных методик (данная деятельность легче дается ребенку, особенно если он сложно вступает в речевой контакт)

• задания на диагностику познавательного развития лучше давать в первой половине обследования (пока не устал);

• задания речевого типа – в середине или второй половине, когда контакт с ребенком уже установлен;

• типы заданий должны чередоваться;

• длительность сеанса должна быть индивидуальна в зависимости от возраста и темперамента (обычно 30-45 минут) – от 15-20 мин. до 1 часа и более.

Во время психологического обследования психолог должен вести протокол обследования. Лучший вариант – сплошной протокол, в котором отмечаются спонтанные реакции, высказывания ребенка.

Принципы оформления протокола:

• необходимо заранее подготовить легенду для ребенка – почему я пишу;

• указать дату, имя, возраст ребенка с полными месяцами;

• указать последовательность заданий;

• указать форму предъявления заданий (устная инструкция, карточка для читающего ребенка);

• отмечать способ выполнения задания;

• указать, оказывалась ли ребенку помощь и какая именно (дозированная помощь): минимум – организационная (…не торопись…, можно указать область, в которой ребенок сделал ошибку), максимум – психолог сам показывает, как выполнять задание.

В подготовительной к школе группе обследование умственного развития проводится одновременно с 6-10 детьми. Детей сажают за отдельные или общие столы на таком расстоянии друг от друга, чтобы исключить возможность копирования решений и подражания. Столы расставляют так, чтобы проверяющему была хорошо видна работа каждого ребенка. Детям дают хорошо отточенные карандаши и тетрадки с заданиями. У проверяющего точно такие же тетради. Он пользуется ими для объяснения. Детей предупреждают, что работать нужно самостоятельно, не советуясь с товарищами, не заглядывая друг к другу в тетради. В случае затруднений или непонимания задачи – обращаться к взрослому.После окончания работы по одной методике детям предлагают отложить тетрадь в сторону и взять следующую. Длительность одного занятия не должна превышать 40-45 минут. Задания, которые дети не успели выполнить за это время, переносятся на второе занятие.

Для обследования целесообразно комплектовать группы детей с примерно одинаковой скоростью решения учебных заданий. В этом могут помочь воспитатели группы. Если ребенок не справляется с общим темпом работы или отказывается ее выполнять, рекомендуется индивидуальное обследование.