8. Психологическая характеристика деятельности детей в раннем и дошкольном возрастах.
Предметная деятельности – ведущая деятельность ребёнка в раннем детстве.
Ранний возраст – с I до 3 лет; ведущим видом деятельности является предметная. Основные достижения раннего возраста – прямохождение (позволяет реализовать в активных движениях потребность во впечатлениях); предметная деятельность и овладение речью. Предметная деятельность как ведущий вид деятельность заложилась еще в младенчестве в процессе манипулирования с предметами. Предметная деятельность –это деятельность по назначению предмета. Овладение предметной деятельностью выступает как присвоение форм человеческой деятельности. В овладении предметной деятельностью выделяют 3 этапа: I. – действие без учета назначения предмета, манипулирование; 2. Собственно-предметное действие только по назначение предмета; 3.- любые предметные действия с точным знанием назначения предмета (ложка как молоток).
Овладение предметной деятельностью свидетельстет о развитии мышления, способности отделить действия от конкретного предмета, возникновении знаковой функции сознания – использование предметов – заместителей.
Два вида предметных действий: 1) орудийные действия – воздействие одного предмета на другой с целью получения общего результата (насыпать песок лопаткой, молоток, ложка, чашка, карандаш ….). Вначале орудие выступает продолжением руки ребенка, затем выделяется. 2) соотносящие действия – действия по установлению соответствия между предметами или их частями по определенным признакам (пирамидка, матрешка, вкладыши); вначале осваивают методом проб и ошибок, затем переходят к зрительному восприятию (посмотрит и выберет правильно). Предметная деятельность развивает ощущения, восприятие, внимание, память, мышление (действенное, практическое), элементы воображения.Развитие речи с 1,5 – до 3 лет сензитивный (наиболее благоприятный) период для ее развития. Развиие речи происходит в предметной деятельности и общении со взрослыми. Направления в развитии речи: I) развитие понимания речи (пассивный словарь); 2) развитие активного словаря; автономная речь – своеобразная речь конкретного ребенка, понятная близким людям; 3) овладение звуковой структурной речью; 4) овладение функцией общения -• вопросы, слушание.
Прямохождение, предметная деят-ть, речь способст-вуют изменению отношения ребенка к окружающему миру, выделению себя из этого мира (имя, физическое тело, действия с предметами и отделение себя от предмета, желания, потребности) –возникновению самосознания – осознание себя, начинает говорить о себе – Я; проявляет самостоятельность (сам). Это свидетельствует об активном формировании личности ребенка; кризис 3 лет (Выготский Л.С, Божович Л.И.). Стремление к самостоятельности и ее ограничение со стороны взрослых способствует проявлению капризов, упрямства .
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра, чаще всего- это сюжетно ролевая игра. Дошкольным детством является период с 3-6 лет.
К необходимости перестройки отношения ребенка и взрослого в дошкольном возрасте приводит следующие изменения в психическом развитии:
-тенденция к самостоятельности, за которых лежит отделение себя и своих действий от другого человека.
-изменение содержания действительности
-в сознании ребенка происходит изменения, которые приводят к несовпадению их личных желаний с желаниями взрослых
НОВООБРАЗОВАНИЕМ ДОШКОЛЬН.ВЗРОСТА являются следующие изменения в психическом развитии ребенка:
1.изменение мышления, выражающиеся в формировании плпна общих представлений, установлении связей между ними, которые не даны в непосредственном опыте ребенка (формирование обобщений)
2.разрешение возможностей общения: появляется общение не только по поводу воспринимаемых предметов, но и по поводу мыслимых , т.е.общение принимает надситуативный характер.
3.перестройка интересов и потребностей: дети начинают определяться со смыслом, который для детей несет определенная ситуация.
4.формируются новые типы деятельности с особым отношением мысли и действия, появляются творческие виды деятельности (ИЗО, лепка конструирование)
5.возникают внутренние этические и эстетические потребности; общие представления о природе, временах года. Самом себе.
Все перечисленные новообразования не являются ведущими, т.к. дошк. Детство - период первоначального складывания личностных механизмов поведения.
В этом возрасте происходит формирование идеальных мотивов и их иерархия.
Данные изменения обеспечивают развитие произвольных психических процессов и к концу дошк.возраста произвольность становиться основным новообразованием
Yandex.RTB R-A-252273-3
- «Психология»
- 3. Противоречия и возрастные кризисы развития. Кризис одного, трех и семи лет. Сущность кризиса. Симптомы кризиса.
- 8. Психологическая характеристика деятельности детей в раннем и дошкольном возрастах.
- 25. Реализация личностно ориентированного подхода образотельном процессе дошкольного учреждения.
- 26. Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе
- 28. Содержание и организация взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
- 29. Типы родительских отношений к детям.
- 30. Социально – психологическая поддержка и оказание помощи детям, находящимся в социально опасном поожение.
- 29. Преемственность дошкольного учреждения и школы как одно из условий образования ребенка
- «Педагогика»
- 3. Целостный пед. Процесс в ду: своеобразие, структура, основные компоненты и их взаимосвязь.
- 15. Общее понятие о дидактике.
- Основные категории дидактики
- Основные дидактические концепции
- 26. Формы и методы сотрудничества детского сада с семьей.