logo
342

«Педагогика»

  1. Педагог как представитель одной из самых социально значимых человеческих профессий. Педагогическая профессия в системе «Человек – человек».

Социальная значимость профессии педагога. Педагог, где бы он ни трудился (в детском саду, школе, колледже, спортивной секции и др.) является  представителем одной из самых  социально-значимых человековедческих профессий. Его деятельность направлена на развитие и формирование человека. Педагоги, содействуя формированию человека как созидателя всех материальных и духовных ценностей, прямым образом влияют на развитие производительных сил общества, приобщают детей ко всем достижениям мировой культуры и тем самым создают предпосылки для дальнейшего прогресса человечества. Педагог, трудясь в настоящем, растит будущее. Специфика профессии учителя выражается в постоянном общении с детьми, у которых есть свое миропонимание, свои права. В силу этого ведущей стороной педагогического мастерства учителя является умение правильно направить процесс развития подрастающего поколения, так организовать всю деятельность учащихся, чтобы каждый из них имел возможность полноценно развивать свои наклонности и интересы.

Педагогическая профессия относится к профессиям типа «Человек - Человек». Согласно Е.А. Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: -устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, -потребностью в общении, -способностью мысленно ставить себя на место другого человека, -способностью быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, -способностью быстро разбираться во взаимоотношениях людей.

По Е.А. Климову, человеку этой профессиональной схемы свойственны:  -умение руководить, учить, воспитывать, -«осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»;   -умение слушать и выслушивать;  -широкий кругозор; - речевая (коммуникативная) культура;  -«душеведческая направленность ума, -наблюдательность к проявлениям чувств, характера человека, его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту»;  -«проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше»;  -способность сопереживания; - наблюдательность;  -«глубокая убежденность в правильности идеи служения народу в целом»; - решение нестандартных ситуаций; - высокая степень саморегуляции.

Выделяют следующие свойства личности педагога:

 Профессиональная направленность – это комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально-ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов.

Педагогический такт – означает чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия. Оптимальное сочетание ласки и твердости, доверия и контроля, доброты и взыскательности, шутки и строгости.

Педагогическая зоркость – способность педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом; умение воспитателя видеть, слушать, чувствовать детей, понимать их  психическое состояние.  

Педагогический оптимизм – вера педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы.  Культура профессионального общения – организация правильных взаимоотношений в системе «педагог – ребенок», «педагог – родители», «педагог – коллеги», «ребенок – ребенок», понимание детей и окружающих, уважение к ним, создание положительного микроклимата.

Доверие родителей – первый «кирпичик» в завоевании педагогом авторитета. Он будет крепнуть в глазах родителей, воспитанников, коллег по мере того, как они «откроют» в педагоге его нравственные качества, культуру, эрудицию, преданность профессии.

Педагогическая рефлексия – это самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью. Педагог размышляет над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов.

«Противопоказаниями к выбору профессий данного типа являются:

- дефекты речи,- невыразительная речь, -замкнутость, - погруженность в себя, -необщительность, -выраженные физические недостатки,

-нерасторопность, -излишняя медлительность, -равнодушие к людям,

-отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку (Е.А. Климов). Это как бы обобщенный портрет субъекта профессии типа «Человек — Человек». Входящая в этот тип педагогическая профессия предъявляет еще целый ряд специфических требований, среди которых профессиональная компетентность и дидактическая культура являются основными.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4