15. Общее понятие о дидактике.
В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы обучения и образования. Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) для обозначения искусства обучения. В том же значении употребил это понятие и чешский педагог Ян Амос Коменский. Неизменными со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики – разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить.
Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука. Ее основой является общая теория образования, основы этой теории являются основополагающими для всех воспитательно-образовательных наук.
Объектом изучения дидактики являются реальные процессы обучения.
Дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами, раскрывают сущностные характеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения. В этом заключается научно-теоретическая функция дидактики.
Полученное теоретическое знание позволяет решать многие проблемы, связанные с обучением, а именно: приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования, устанавливать принципы обучения, определять оптимальные возможности обучающих методов и средств, конструировать новые образовательные технологии и т. д. Все это говорит о нормативно-прикладной (конструктивной) функции дидактики.
Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.
Общая дидактика исследует процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.
Частные (конкретные) дидактики называются методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержания, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.
Являясь отраслью научного знания, дидактика решает ряд теоретических задач:
– установление целей и задач теории;
– анализ процесса обучения, установление его закономерностей;
– обоснование принципов и правил обучения;
– определение содержания и форм организации обучения;
– разъяснение методов и средств обучения;
– характеристика материальных средств обучения.
Прослеживается взаимодействие и взаимосвязь дидактики с другими науками, например с философией, социологией, логикой, психологией, кибернетикой, математикой и т. д. Методологическую основу дидактики составляет философская теория познания. Изучение законов функционирования и развития общества, социальных отношений сближает дидактику с социологий.
Развитие современной дидактической системы носит название процесса демократизации и гуманизации.
Отличие современной дидактики в том, что целью обучения является общее развитие индивида, процесс обучения рассматривается как двусторонний процесс, управляемый учителем, при этом учитываются интересы и потребности обучаемых.
Yandex.RTB R-A-252273-3- «Психология»
- 3. Противоречия и возрастные кризисы развития. Кризис одного, трех и семи лет. Сущность кризиса. Симптомы кризиса.
- 8. Психологическая характеристика деятельности детей в раннем и дошкольном возрастах.
- 25. Реализация личностно ориентированного подхода образотельном процессе дошкольного учреждения.
- 26. Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе
- 28. Содержание и организация взаимодействия семьи и дошкольного учреждения
- 29. Типы родительских отношений к детям.
- 30. Социально – психологическая поддержка и оказание помощи детям, находящимся в социально опасном поожение.
- 29. Преемственность дошкольного учреждения и школы как одно из условий образования ребенка
- «Педагогика»
- 3. Целостный пед. Процесс в ду: своеобразие, структура, основные компоненты и их взаимосвязь.
- 15. Общее понятие о дидактике.
- Основные категории дидактики
- Основные дидактические концепции
- 26. Формы и методы сотрудничества детского сада с семьей.