1.2.5.9. Информатика
Введение. Информация и информационные процессы
Выпускник научится:
различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др;
различать виды информации по способам её восприятия человеком и по способам её представления на материальных носителях;
раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;
приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;
классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;
определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;
узнает о истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров;
узнает о том какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.
Выпускник получит возможность:
осознано подходить к выбору ИКТ – средств для своих учебных и иных целей;
узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.
Математические основы информатики
Выпускник научится:
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;
кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);
определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);
определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;
записывать логические выражения составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;
определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);
описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно);
познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами;
использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы).
Выпускник получит возможность:
познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;
познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах;
познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов;
ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов);
узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при передаче информации.
Алгоритмы и элементы программирования
Выпускник научится:
составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов ;
выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;
использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
использовать логические значения, операции и выражения с ними;
записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.
Выпускник получит возможность:
познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами;
создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);
познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
разбираться в иерархической структуре файловой системы;
осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой);
использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций.
Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе):
навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;
различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);
приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
основами соблюдения норм информационной этики и права;
познакомится с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
узнает о дискретном представлении аудио-визуальных данных.
Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):
узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств;
практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);
познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире;
познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете;
познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);
узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;
узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;
получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;
познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях.
- Одобрено
- 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования 186
- 2.Содержательный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования 200
- 2.2. Примерные программы учебных предметов, курсов 228
- 2.2.1 Общие положения 228
- 2.2.2. Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования 229
- 2.2.2.2. Литература 238
- 2.2.2.9. Информатика 372
- 2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся 446
- 2.3.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и 451
- Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования
- 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
- 1.2.1. Общие положения
- 1.2.2. Структура планируемых результатов
- 1.2.3. Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
- 1.2.4. Метапредметные результаты освоения ооп
- 1.2.5. Предметные результаты
- 1.2.5.1. Русский язык Выпускник научится:
- Выпускник получит возможность научиться:
- 1.2.5.2. Литература
- 1.2.5.3. Иностранный язык (на примере английского языка)
- 1.2.5.4. Второй иностранный язык (на примере английского языка)
- 1.2.5.5. История России. Всеобщая история2
- 1.2.5.6. Обществознание
- 1.2.5.7. География
- 1.2.5.8. Математика Выпускник научится в 5-6 классах (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)
- Выпускник получит возможность научиться в 5-6 классах (для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углублённом уровнях)
- Выпускник научится в 7-9 классах (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)
- Выпускник получит возможность научиться в 7-9 классах для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углублённом уровнях
- Выпускник получит возможность научиться в 7-9 классах для успешного продолжения образования на углублённом уровне
- 1.2.5.9. Информатика
- 1.2.5.10. Физика
- 1.2.5.11. Биология
- 1.2.5.12. Химия
- 1.2.5.13. Изобразительное искусство
- 1.2.5.14. Музыка
- 1.2.5.15.Технология
- 5 Класс
- 6 Класс
- 7 Класс
- 8 Класс
- 9 Класс
- 1.2.5.16. Физическая культура
- 1.2.5.17. Основы безопасности жизнедеятельности
- 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
- 1.3.1. Общие положения
- 1.3.2 Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов
- 1.3.3. Организация и содержание оценочных процедур
- Содержательный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования
- 2.1.1. Формы взаимодействия участников образовательного процесса при создании и реализации программы развития универсальных учебных действий
- 2.1.2. Цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований фгос
- 2.1.4. Типовые задачи применения универсальных учебных действий
- 2.1.6. Описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по развитию информационно-коммуникационных технологий
- 2.1.7. Перечень и описание основных элементов икт-компетенции и инструментов их использования
- 2.1.8. Планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий
- В рамках направления «Обращение с устройствами икт» в качестве основных планируемых результатов возможен следующий список того, что обучающийся сможет:
- В рамках направления «Фиксация и обработка изображений и звуков» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет:
- В рамках направления «Поиск и организация хранения информации» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет:
- В рамках направления «Создание письменных сообщений» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет:
- В рамках направления «Создание графических объектов» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет:
- В рамках направления «Создание музыкальных и звуковых объектов» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет:
- В рамках направления «Моделирование, проектирование и управление» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет:
- В рамках направления «Коммуникация и социальное взаимодействие» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет:
- 2.1.9. Виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей
- 2.1.11. Методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий
- 2.2. Примерные программы учебных предметов, курсов
- 2.2.1 Общие положения
- 2.2.2. Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования
- 2.2.2.1. Русский язык
- Речь. Речевая деятельность
- Культура речи
- Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке Общие сведения о языке
- Фонетика, орфоэпия и графика
- Морфемика и словообразование
- Лексикология и фразеология
- Морфология
- Синтаксис
- Правописание: орфография и пунктуация
- 2.2.2.2. Литература
- Обязательное содержание пп (5 – 9 классы)
- Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения в основной школе
- 2.2.2.3. Иностранный язык
- 2.2.2.4. Второй иностранный язык (на примере английского языка)
- 2.2.2.5. История России. Всеобщая история
- 2.2.2.6. Обществознание
- 2.2.2.7. География
- 2.2.2.8. Математика
- Элементы теории множеств и математической логики
- Содержание курса математики в 5–6 классах
- Наглядная геометрия
- История математики
- Содержание курса математики в 7–9 классах Алгебра
- Статистика и теория вероятностей
- Геометрия
- История математики
- Содержание курса математики в 7-9 классах (углублённый уровень) Алгебра
- Статистика и теория вероятностей
- Геометрия
- История математики
- 2.2.2.9. Информатика
- 2.2.2.10. Физика
- 2.2.2.11. Биология
- 2.2.2.12. Химия
- 2.2.2.13. Изобразительное искусство
- 2.2.2.14. Музыка
- Перечень музыкальных произведений для использования в обеспечении образовательных результатов по выбору образовательной организации для использования в обеспечении образовательных результатов
- 2.2.2.15. Технология
- 2.2.2.16. Физическая культура
- 2.2.2.17. Основы безопасности жизнедеятельности
- 2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся
- 2.3.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
- 2.3.3. Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися (по направлениям духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся)
- 2.3.4. Формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся
- 2.3.7. Модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни
- 2.3.8. Описание деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся
- 2.3.9. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся
- 2.3.10. Критерии, показатели эффективности деятельности образовательной организации в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
- 2.3.11. Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
- 2.3.12. Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
- 2.4. Программа коррекционной работы
- 2.4.1. Цели и задачи программы коррекционной работы с обучающимися при получении основного общего образования
- 2.4.5. Планируемые результаты коррекционной работы
- 3. Организационный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования
- 3.1. Примерный учебный план основного общего образования
- Примерный недельный учебный план основного общего образования (минимальный в расчете на 5267 часов за весь период обучения)
- Примерный недельный учебный план основного общего образования (максимальный в расчете на 6020 часов за весь период обучения)
- Примерный недельный учебный план основного общего образования (второй иностранный язык)
- Примерный недельный учебный план основного общего образования (изучение родного языка наряду с преподаванием на русском языке)
- Примерный недельный учебный план основного общего образования (обучение на родном (нерусском) языке)
- 3.1.1. Примерный календарный учебный график
- 3.1.2. Примерный план внеурочной деятельности
- Система условий реализации основной образовательной программы
- 3.2.1. Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования
- 3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования
- 3.2.3. Финансово-экономические условия реализации образовательной программы основного общего образования
- Определение нормативных затрат на оказание государственной услуги
- Материально-технические условия реализации основной образовательной программы
- Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования
- Создание в образовательной организации информационно- образовательной среды, соответствующей требованиям фгос
- Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий
- Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий
- Условные сокращения