2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся
Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования (далее – Программа) строится на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Программа направлена на:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда;
формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
формирование экологической культуры,
формирование антикоррупционного сознания.
Программа обеспечивает:
формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе социокультурных и духовно-нравственных ценностях и принятых в обществе правилах и нормах поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей);
усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию;
приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;
социальную самоидентификацию обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности;
формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;
приобщение обучающихся к общественной деятельности и традициям организации, осуществляющей образовательную деятельность, участие в детско-юношеских организациях и движениях, спортивных секциях, творческих клубах и объединениях по интересам, сетевых сообществах, библиотечной сети, краеведческой работе, в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных);
участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций;
в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения;
в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города;
формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды;
развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье;
учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей;
формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;
овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения;
развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся;
создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогических работников, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с базовыми предприятиями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, центрами профориентационной работы, совместную деятельность с родителями, (законными представителями);
информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;
использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах);
осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей;
осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания;
формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;
овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены;
формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний;
убежденности в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения;
осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения.
В программе отражаются:
1) цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе;
2) направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательной организации, запросы участников образовательного процесса;
3) содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;
4) формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся по каждому из направлений («ярмарки профессий», дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы);
5) этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках образовательной организации, совместной деятельности образовательной организации с предприятиями, общественными организациями, в том числе с системой дополнительного образования;
6) основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся по каждому из направлений с учетом урочной и внеурочной деятельности, а также формы участия специалистов и социальных партнеров по направлениям социального воспитания;
7) модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, включающие, в том числе, рациональную организацию учебно-воспитательного процесса и образовательной среды, физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, профилактику употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, организацию системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса;
8) описание деятельности образовательной организации в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся;
9) систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся (рейтинг, формирование портфолио, установление стипендий, спонсорство и т. п.);
10) критерии, показатели эффективности деятельности образовательной организации в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся (поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях);
11) методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;
12) планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
- Одобрено
- 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования 186
- 2.Содержательный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования 200
- 2.2. Примерные программы учебных предметов, курсов 228
- 2.2.1 Общие положения 228
- 2.2.2. Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования 229
- 2.2.2.2. Литература 238
- 2.2.2.9. Информатика 372
- 2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся 446
- 2.3.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и 451
- Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования
- 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
- 1.2.1. Общие положения
- 1.2.2. Структура планируемых результатов
- 1.2.3. Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
- 1.2.4. Метапредметные результаты освоения ооп
- 1.2.5. Предметные результаты
- 1.2.5.1. Русский язык Выпускник научится:
- Выпускник получит возможность научиться:
- 1.2.5.2. Литература
- 1.2.5.3. Иностранный язык (на примере английского языка)
- 1.2.5.4. Второй иностранный язык (на примере английского языка)
- 1.2.5.5. История России. Всеобщая история2
- 1.2.5.6. Обществознание
- 1.2.5.7. География
- 1.2.5.8. Математика Выпускник научится в 5-6 классах (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)
- Выпускник получит возможность научиться в 5-6 классах (для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углублённом уровнях)
- Выпускник научится в 7-9 классах (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне)
- Выпускник получит возможность научиться в 7-9 классах для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом и углублённом уровнях
- Выпускник получит возможность научиться в 7-9 классах для успешного продолжения образования на углублённом уровне
- 1.2.5.9. Информатика
- 1.2.5.10. Физика
- 1.2.5.11. Биология
- 1.2.5.12. Химия
- 1.2.5.13. Изобразительное искусство
- 1.2.5.14. Музыка
- 1.2.5.15.Технология
- 5 Класс
- 6 Класс
- 7 Класс
- 8 Класс
- 9 Класс
- 1.2.5.16. Физическая культура
- 1.2.5.17. Основы безопасности жизнедеятельности
- 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
- 1.3.1. Общие положения
- 1.3.2 Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов
- 1.3.3. Организация и содержание оценочных процедур
- Содержательный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования
- 2.1.1. Формы взаимодействия участников образовательного процесса при создании и реализации программы развития универсальных учебных действий
- 2.1.2. Цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований фгос
- 2.1.4. Типовые задачи применения универсальных учебных действий
- 2.1.6. Описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по развитию информационно-коммуникационных технологий
- 2.1.7. Перечень и описание основных элементов икт-компетенции и инструментов их использования
- 2.1.8. Планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий
- В рамках направления «Обращение с устройствами икт» в качестве основных планируемых результатов возможен следующий список того, что обучающийся сможет:
- В рамках направления «Фиксация и обработка изображений и звуков» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет:
- В рамках направления «Поиск и организация хранения информации» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет:
- В рамках направления «Создание письменных сообщений» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет:
- В рамках направления «Создание графических объектов» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет:
- В рамках направления «Создание музыкальных и звуковых объектов» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет:
- В рамках направления «Моделирование, проектирование и управление» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет:
- В рамках направления «Коммуникация и социальное взаимодействие» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет:
- 2.1.9. Виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей
- 2.1.11. Методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий
- 2.2. Примерные программы учебных предметов, курсов
- 2.2.1 Общие положения
- 2.2.2. Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования
- 2.2.2.1. Русский язык
- Речь. Речевая деятельность
- Культура речи
- Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке Общие сведения о языке
- Фонетика, орфоэпия и графика
- Морфемика и словообразование
- Лексикология и фразеология
- Морфология
- Синтаксис
- Правописание: орфография и пунктуация
- 2.2.2.2. Литература
- Обязательное содержание пп (5 – 9 классы)
- Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения в основной школе
- 2.2.2.3. Иностранный язык
- 2.2.2.4. Второй иностранный язык (на примере английского языка)
- 2.2.2.5. История России. Всеобщая история
- 2.2.2.6. Обществознание
- 2.2.2.7. География
- 2.2.2.8. Математика
- Элементы теории множеств и математической логики
- Содержание курса математики в 5–6 классах
- Наглядная геометрия
- История математики
- Содержание курса математики в 7–9 классах Алгебра
- Статистика и теория вероятностей
- Геометрия
- История математики
- Содержание курса математики в 7-9 классах (углублённый уровень) Алгебра
- Статистика и теория вероятностей
- Геометрия
- История математики
- 2.2.2.9. Информатика
- 2.2.2.10. Физика
- 2.2.2.11. Биология
- 2.2.2.12. Химия
- 2.2.2.13. Изобразительное искусство
- 2.2.2.14. Музыка
- Перечень музыкальных произведений для использования в обеспечении образовательных результатов по выбору образовательной организации для использования в обеспечении образовательных результатов
- 2.2.2.15. Технология
- 2.2.2.16. Физическая культура
- 2.2.2.17. Основы безопасности жизнедеятельности
- 2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся
- 2.3.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
- 2.3.3. Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися (по направлениям духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся)
- 2.3.4. Формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся
- 2.3.7. Модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни
- 2.3.8. Описание деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся
- 2.3.9. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся
- 2.3.10. Критерии, показатели эффективности деятельности образовательной организации в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
- 2.3.11. Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
- 2.3.12. Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
- 2.4. Программа коррекционной работы
- 2.4.1. Цели и задачи программы коррекционной работы с обучающимися при получении основного общего образования
- 2.4.5. Планируемые результаты коррекционной работы
- 3. Организационный раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования
- 3.1. Примерный учебный план основного общего образования
- Примерный недельный учебный план основного общего образования (минимальный в расчете на 5267 часов за весь период обучения)
- Примерный недельный учебный план основного общего образования (максимальный в расчете на 6020 часов за весь период обучения)
- Примерный недельный учебный план основного общего образования (второй иностранный язык)
- Примерный недельный учебный план основного общего образования (изучение родного языка наряду с преподаванием на русском языке)
- Примерный недельный учебный план основного общего образования (обучение на родном (нерусском) языке)
- 3.1.1. Примерный календарный учебный график
- 3.1.2. Примерный план внеурочной деятельности
- Система условий реализации основной образовательной программы
- 3.2.1. Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования
- 3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования
- 3.2.3. Финансово-экономические условия реализации образовательной программы основного общего образования
- Определение нормативных затрат на оказание государственной услуги
- Материально-технические условия реализации основной образовательной программы
- Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования
- Создание в образовательной организации информационно- образовательной среды, соответствующей требованиям фгос
- Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий
- Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий
- Условные сокращения