logo
Бойко

2.2 Результаты первичного замера

В процессе наблюдения было замечено, что испытуемые склонны к проявлению агрессии в физической и вербальной формах: мальчикам чаще была свойственна физическая форма проявления агрессивного поведения, а девочкам вербальная. При этом ребенок, ведущий себя агрессивно, не осознавал свое поведение и его последствия.

Чаще всего агрессивные проявления наблюдались во время перемены.

Рассмотрим результаты первичного замера по методике «Несуществующее животное».

У трех испытуемых рисунок животного изображен ближе к верхнему краю листа, что говорит о высокой самооценке и уверенности в себе. При этом у семи испытуемых рисунок расположен ближе к нижней части листа, что указывает на неуверенность в себе и низкую самооценку. Рисунки остальных испытуемых расположены по средней линии листа. Что говорит о адекватной самооценке.

У одиннадцати испытуемых голова животного изображена смотрящей влево, что определяет тенденцию к размышлениям.

У пяти испытуемых выраженная тенденция к действиям, так как голова животного повернута вправо.

У четырнадцати испытуемых животное смотрит прямо, что говорит об эгоцентризме.

Показатели заинтересованности в информации присутствуют на рисунках у двенадцати испытуемых.

Прорисовка радужки глаза животного указывает на страх – встречается в рисунках у четырех испытуемых.

Рот с прорисовкой зубов встречается у четырнадцати испытуемых и указывает на вербальную агрессию.

Перья и ресницы на рисунках указывают на демонстративность в поведении.

Рога и когти встречаются на рисунках у шестнадцати испытуемых и указывают на агрессию.

У семи испытуемых в рисунках присутствуют затемнения, указывающие на тревогу и подозрительность.

Показатели защиты против родителей и педагогов встречаются на рисунках у пятнадцати испытуемых, а показатели защиты от насмешек и непризнания у пятнадцати.

У тринадцати испытуемых встречаются такие показатели как резкость линий и угловатость рисунка, что указывает на агрессию.

Несуществующее животное в виде круга изобразили шесть испытуемых, что может говорить о замкнутости, скрытности и нежелании давать информацию о себе.

Наглядно результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Данные первичного замера по методике «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич

п/п

Показатель

Значение показателя

Частота

Ранг

1

2

3

4

5

1

Рисунок ближе к верхнему краю листа

Высокая самооценка

3

11

2

Рисунок в нижней части листа

Низкая самооценка, неуверенность

7

25

3

Голова вправо

Тенденция к деятельности

5

19,5

4

Голова влево

Тенденция к размышлениям

11

36,5

5

«Анфас»

Эгоцентризм

14

41

6

Уши

Заинтересованность в информации

12

38

7

Рот с зубами

Вербальная агрессия

14

41

8

Глаза с прорисовкой радужки

Страх

4

13

9

Ресницы

Истероидно-демонстративные манеры поведения

5

19,5

10

Рога, когти

Агрессия

16

45,5

11

Перья

демонстративность

8

27,5

12

Грива, шерсть

Чувствительность

3

11

13

Щиты, панцирь, иглы

Защита от окружающих, агрессия

15

43,5

14

Затемнения

Тревога, подозрительность

7

25

15

Детализация

Энергичность

1

3

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

16

Защита по верхнему контуру фигуры

Защита против родителей и педагогов

15

43,5

17

Защита по нижнему контуру фигуры

Защита против насмешек, непризнания, боязнь осуждения

16

45,5

18

Хвост вниз

Недовольство собой, своим поведением

9

30

19

Хвост вверх

Бодрость, положительное отношение к себе

4

13

20

Фигура круга

Замкнутость, скрытность

6

22,5

21

Множество элементов

Творческое начало

1

3

22

Угловатость рисунка, резкость линий

Агрессия

13

39

23

Соски, вымя, грудь

Отношение к полу, фиксация на проблеме секса

2

7,5

По результатам первичного замера, с помощью методики «Несуществующее животное» была выявлена высокая частота встречаемости показателей агрессии, эгоцентризма, низкой самооценки, вербальной агрессии, защиты против вышестоящих и защиты от насмешек.

В ходе использования данной методики были некоторые затруднения. Например, дети не сразу поняли, что значит несуществующее животное, многие рисовали не свою фантазию, а персонажей из любимых мультфильмов. Кроме того, некоторые дети долго не хотели приступать к рисунку, ссылаясь на свое неумение рисовать, но заметив, что их одноклассники вполне справляются, все же включались в процесс.

Рассмотрим результаты первичного замера по методике «Кактус».

Иголки, являющие показателем агрессивности, встретились на рисунках у шестнадцати испытуемых.

Крупный рисунок в центре листа, указывающий на эгоцентризм и стремление к лидерству встретился у десяти испытуемых. А маленький рисунок внизу листа встретился у шести испытуемых и говорит о неуверенности в себе, зависимости от окружающих.

У четырнадцати испытуемых форма кактуса необычна, что является показателем открытости и коммуникабельности.

Штриховка, темные цвета и затемнения, указывающие на тревожность. Встретились на рисунках у четырех испытуемых.

У пяти испытуемых на рисунке изображено несколько кактусов, что говорит о экстравертированности, а у одиннадцати испытуемых изображен только один кактус – интровертированность.

Десять испытуемых изобразили кактус в цветочном горшке, что является показателем стремления к домашней защите. А шесть испытуемых изобразили дикорастущий пустынный кактус, что указывает на чувство одиночества (таблица 3, рисунок 1)

Таблица 3.

Данные первичного замера по методике «Кактус» М.А. Панфиловой

п/п

Показатель

Значение показателя

Частота

Ранг

1

Иголки

Агрессивность

16

20

2

Крупный рисунок в центре листа

Эгоцентризм, стремление к лидерству

10

14

3

Маленький рисунок внизу листа

Неуверенность в себе, зависимость

6

7,5

4

Вычурность форм

Открытость

14

18,5

5

Штриховка, затемнения, темные цвета

Тревожность

4

4

6

Яркие цвета

Оптимизм

5

5,5

7

Один кактус

Интровертированность

11

16

8

Наличие других кактусов и цветов

Экстравертирован

ность

5

5,5

9

Наличие цветочного горшка

Стремление к домашней защите

10

14

10

Дикорастущий кактус

Чувство одиночества

6

7,5

По результатам первичного замера по данной методике была выявленная высокая частота встречаемости признаков агрессивности, эгоцентризма и стремления к домашней защите.

Рисунок 1. Данные первичного замера по методике «Кактус» М.А. Панфиловой

В процессе проведения этой методики никаких затруднений не возникло. Все дети с удовольствием принимались рисовать. Так как цветные карандаши и краски были у всех участников исследования, при интерпретации учитывалось и цветовое решение рисунка.

Рассмотрим результаты первичной экспертной оценки педагогов. Педагоги и родители заполняли анкету по всей выборке испытуемых. Далее предлагаются результаты по детям с наиболее выраженным уровнем агрессивного поведения.

Таблица 4.

Результаты экспертной оценки педагогов по анкете Г.П. Лавреньевой и Т.М. Титаренко

п/п

Испытуемые

Показатель агрессии

Ранг

1

Испытуемый 1

18

24

2

Испытуемый 2

20

31,5

3

Испытуемый 3

15

16

4

Испытуемый 4

17

21

5

Испытуемый 5

14

13

6

Испытуемый 6

16

18,5

7

Испытуемый 7

12

7,5

8

Испытуемый 8

19

27,5

9

Испытуемый 9

15

16

10

Испытуемый10

13

10

11

Испытуемый 11

10

4

12

Испытуемый 12

11

6

13

Испытуемый 13

20

31,5

14

Испытуемый 14

14

13

15

Испытуемый 15

18

24

16

Испытуемый 16

19

27,5

Сумма

251

311

Среднее

15,7

18,2

Классным руководителям исследуемых вторых классов по результатам первичной диагностики были розданы бланки с вопросами анкеты. В течение одной недели учителя должны были дать экспертную оценку наблюдаемому поведению своих учеников.

Каждый эксперт оценил частоту агрессивных проявлений в баллах:

постоянно – 3 балла, ситуативно – 2 балла, редко – 1 балл, никогда – 0 баллов.

Затем для каждого испытуемого был выведен средний показатель:

15-20 баллов – высокий уровень агрессивного поведения, 7-14 – средний уровень агрессивного поведения и 1-6 низкий уровень агрессивного поведения.

На рисунке 2 представлены результаты 16 учеников, имеющие выраженную агрессию по методикам «Несуществующее животное» и «Кактус».

Рисунок 2. Данные оценки педагогов до коррекции

Преподаватели вторых классов с радостью пошли на контакт, и нашли время для беседы.

Из беседы с педагогами стало известно, что в своей работе они довольно часто сталкиваются с агрессивными проявлениями со стороны некоторых из своих учеников. Такие ученики своим поведением отвлекают остальных учеников в классе и требуют к себе много внимания со стороны педагога.

Со стороны опрашиваемых педагогов поступило предложение понаблюдать за такими учениками во время урока, что позволило увидеть не только признаки агрессивного поведения со стороны учеников, но и реакцию педагога на подобные проявления. Справедливо заметим, что и в реакции преподавателей встречались агрессивные проявления и раздражение.

Можно предположить, что это в первую очередь связанно с усталостью и переутомлением.

Рассмотрим результаты первичной экспертной оценки родителей.

Экспертная оценка давалась родителями посредствам ответов на вопросы анкеты, разработанной Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.

На родительских собраниях исследуемых вторых классов по результатам первичной диагностики были розданы бланки с вопросами анкеты. В течение одной недели родители и лица, их заменяющие должны были дать экспертную оценку наблюдаемому поведению учащихся.

Таблица 5.

Экспертная оценка родителей по анкете Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко

п/п

Испытуемые

Показатель агрессии

Ранг

1

Испытуемый 1

16

19,5

2

Испытуемый 2

18

25,5

3

Испытуемый 3

13

11,5

4

Испытуемый 4

17

22

5

Испытуемый 5

16

19,5

6

Испытуемый 6

15

17,5

7

Испытуемый 7

11

6

8

Испытуемый 8

18

25,5

9

Испытуемый 9

20

31,5

10

Испытуемый10

12

9

11

Испытуемый11

12

9

12

Испытуемый12

11

6

13

Испытуемый13

20

31,5

14

Испытуемый14

14

14,5

15

Испытуемый15

19

29

16

Испытуемый16

19

29

Сумма

251

306,5

Среднее

15,7

19,2

Каждый эксперт оценил частоту агрессивных проявлений в баллах:

постоянно – 3 балла, ситуативно – 2 балла, редко – 1 балл, никогда – 0 баллов.

Затем для каждого испытуемого был выведен средний показатель:

15-20 баллов – высокий уровень агрессивного поведения, 7-14 – средний уровень агрессивного поведения и 1-6 низкий уровень агрессивного поведения.

В таблице 5 и на рисунке 3 представлены результаты учеников с выраженным уровнем агрессии по методикам «Несуществующее животное» и «Кактус».

Рисунок 3. Данные оценки родителей до коррекции

К большому сожалению многие родители вторых классов не пошли на контакт, и не нашли время для беседы. Некоторые родители отнеслись с недоверием к результатам первичной диагностики и отказались дать свою экспертную оценку.

Можем предположить, что это вызвано нежеланием рассказывать о своих семейных проблемах, которые, возможно являются одной из причин агрессивного поведения со стороны ребенка.

Таким образом, на основе первичного обследования из 69 детей была выделена выборка из 16 с наиболее выраженными признаками агрессивного поведения, что составляет 23 от общего количества участников

Рисунок 4. Суммирующий показатель выраженности агрессии у детей