Заключение
Проблема агрессивного поведения детей младшего школьного возраста вызвала острый научно-практический интерес многих исследователей. В настоящее время в психологической литературе достаточно разработаны сущность агрессии и факторы ее возникновения, но при этом причины агрессивного поведения в младшем школьном возрасте недостаточно раскрыты. Кроме того, на сегодняшний день неопределенны эффективные методы коррекции агрессивных проявлений в поведении детей младшего школьного возраста.
Актуальность нашего исследования определяется проблемами, как сферы образования, так и общества в целом. Отсутствие социальной и экономической стабильности, возрастающая напряженность и отчужденность во взаимоотношениях, и многое другое обуславливают рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущего поколения.
Необходимость изучения причин агрессии и разработки методов ее коррекции определяется увеличением агрессивных проявлений в поведении маленьких детей и ростом детской преступности.
Агрессивные тенденции в поведении ребенка проявляются наиболее остро в переходные периоды, например в подростковом возрасте или во время перехода из семьи в организованную школьную среду.
Агрессивное поведение свойственно каждому ребенку, однако не у каждого подобные формы поведения закрепляются и переходят в устойчивую характеристику личности из-за чего, впоследствии, возникают трудности в личностном развитии, общении и самореализации.
В данной работе под агрессивным поведением понимается внешние действия, наносящие вред другим людям или самому агрессору, нарушающие правила и нормы взаимодействия в социуме.
Особенно важно в изучении агрессивного поведения ставить акцент на младший школьный возраст, так как агрессивные тенденции, в этот период, еще не закреплены и можно своевременно предпринять корректирующие меры.
Младший школьный возраст связан со многими психологическими изменениями. Одно из важнейших изменений - это переход к произвольному и осознанному поведению. В этом возрасте младший школьник учиться ставить цели и добиваться ожидаемого результата. Новые формы поведения напрямую связанны со школьной средой, но сам факт поступления в школу не обеспечивает появление данных качеств.
Способность произвольно действовать, как и все высшие формы психической деятельности, формируется постепенно и только в совместной с взрослым деятельности. Именно родители и учителя определяют, что можно и что нельзя делать ребенку, какие задания выполнять, являясь, в первую очередь, примером для подражания.
В отличие от взрослого, ребенок более эмоционально неустойчив, его поведение чаще спонтанно и полностью находиться под властью эмоций. Именно это и обуславливает необходимость обучения ребенка осознанию своих эмоций и их контролю с целью избежать их негативных проявлений.
Благодаря общению с взрослым ребенок обучается осознавать свои чувства. В ходе исследования нами было замечено, что готовность со стороны взрослого понять и принять ребенка таким, какой он есть дает агрессивному ребенку бесценный опыт и позитивно сказывается на его дальнейшем взаимодействии с миром.
В данной работе определены возможные причины агрессивного поведения – это семейная ситуация, методы воспитания в семье, телевидение и другие средства массовой информации, недостаток коммуникативных навыков, низкая самооценка, неразвитость игровой деятельности, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и эгоцентризм.
В настоящее время существует множество приемов и направлений в коррекционной работе с нарушениями в поведении. Система коррекционных мероприятий включает психогигиенические, лечебно-педагогические, коррекционные, общеоздоровительные мероприятия, а также психофармакологию и психотерипию. При этом учитываются индивидуальные медико-биологические особенности, характер психической патологии, уровень социальной адаптации, структура и форма агрессивного поведения, соотношение биологических и социально-психологических факторов.
Успех коррекции нарушений поведения возможен при согласованной работе ряда специалистов, понимании и участии родителей ребенка. Коррекция поведения должна учитывать уникальность и неповторимость ребенка, в ее основе должен лежать индивидуальный подход. Индивидуальный подход подразумевает выявление причины деструктивных проявлений в данном конкретном случае и выбор соответствующих методов коррекции.
В своей деятельности педагог-психолог использует различные методы и формы работы с агрессивными проявлениями. К методам работы психолога с агрессивными детьми в школе относятся: психогимнастика, логотерапия. музыкотерапия, арт-терапия и игротерапия.
Самым успешным методом психологической коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, на сегодняшний день, является игротерапия.
В рамках данной дипломной работы была разработана и апробирована программа психологической коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Целью данной программы была коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста. Критерием эффективности проведенной программы является динамика таких показателей, как снижение уровня агрессивного поведения, развитие навыков межличностных взаимоотношений, овладение навыками саморегуляции.
В рамках коррекционных занятий были решены следующие задачи коррекционной работы: обучение приемлемым способам выражения гнева, снятие эмоционального и мышечного напряжение, снижение уровня агрессии, обучение навыкам общения и приемам саморегуляции.
Результаты исследования позволяют говорить о том, что в школьной среде произошли значительные изменения в поведении младших школьников, а в семейной среде особых изменений в поведении агрессивных детей не произошло. На наш взгляд, это обусловлено тем, что наша коррекционная работа ограничилась школьной средой.
В дальнейшем рекомендуется подключить к коррекционной работе родителей. В данной работе предложены рекомендации для родителей и педагогов по взаимодействию с агрессивным ребенком младшего школьного возраста.
На основе выделенных в данной работе особенностей агрессивных проявлений, вслед за исследователями агрессивного поведения, считаем необходимым разработку и апробирование методов психологической коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.
- Министерство образования и науки Республики Казахстан
- Введение
- 1 Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения детей младшего школьного возраста
- 1.2 Причины и виды агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста
- 1.3 Методы и формы коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста
- 2 Психологическая коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста
- 2.1 Программа исследования
- 2.2 Результаты первичного замера
- 2.3 Характеристика коррекционной программы
- Структура программы
- 1 Блок. Обучение приемлемым способам выражения гнева
- 2 Блок. Обучение приемам саморегуляции и навыкам общения в конфликтных ситуациях
- 2.4 Контрольный замер диагностических результатов коррекционной программы
- 2.5 Рекомендации для родителей по взаимодействию с агрессивным ребенком младшего школьного возраста
- Заключение
- Список использованных источников