logo
Шпоры к ГОСам по ТГП и ГП / ТГиП / ответы к ГАК по ТГП

Правотворчество: понятие, стадии, формы. Принципы правотворчества.

Правотворчество - это монопольная, сознательно-интеллектуальная и процессуальная деятельность государства по изданию, изменению и отмене нормативно-правовых актов.

Как и любая властная деятельность, правотворчество основано на принципах. Законность предполагает принятие нормативных актов только уполномоченными субъектами, в предусмотренной законом процедуре. Форма и содержание акта должны находиться в соответствии, а сам акт - быть элементом системы законодательства (не порождать коллизий). Демократизм выражается в учёте волеизъявления народа (например, путём референдума, обращения с предложениями). Научность заключается в планировании приоритетности актов, прогнозировании их социальных последствий, учёте достижений юриспруденции и научных рекомендаций. Профессионализм означает использование специальных знаний, навыков, умений. Гласность правотворчества состоит в том, что все принимаемые акты подлежат официальному опубликованию, а системность - в непротиворечивости новых и действующих актов.

Следует различать правотворчество как сознательную деятельность государства от правообразования, включающего анализ социальной ситуации, выявление потребности в правовом регулировании, выражение её в нормативном акте. Правообразование заключается и в процессе создания и развития иных источников права, помимо нормативно-правовых актов (обычаев, доктрины).

В зависимости от субъекта выделяют такие виды правотворчества, как законотворчество, подзаконное правотворчество, правотворчество органов местного самоуправления, непосредственное правотворчество (референдум), делегированное правотворчество, локальное правотворчество, чрезвычайное правотворчество (в условиях режима чрезвычайного положения), договорное правотворчество (принятие договоров нормативного содержания, коллективных договоров и соглашений). В странах общей системы права выделяется в особый вид судебное правотворчество.

Процедурность правотворчества позволяет выделить в нём несколько стадий. Основными стадиями являются подготовка проекта НПА, его принятие и введение в действие. Предпроектный этап включает в себя несколько подэтапов (выявление потребности в регламентации отношений, определение вида НПА, принятие решения о его подготовке, разработка концепции акта). Стадиями законодательного процесса являются: