1. Понятие ценностных ориентаций юношеского возраста в работах отечественных и зарубежных психологов.
В раннем юношеском возрасте происходят большие изменения в организме и внешности молодых людей, связанные с половым созреванием; происходит усложнение жизненной деятельности и расширение круга лиц, с которыми старший школьник должен сообразовывать свое поведение, - все это резко активизирует в юношеском возрасте ценностно-ориентировочную деятельность, которая служит важнейшим психологическим условием для возникновения и развития жизненных перспектив, жизненного самоопределения.
Одно из новообразований подросткового возраста является профессиональное самоопределение, старшеклассник определяется с выбором профессии, и это актуализирует сформированность ценностных ориентаций.
Совершающееся в ранней юности открытие внутреннего мира сопряжено с переживанием его как ценности. Открытие себя как неповторимо уникальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного “я” (“Кто я?”, “Какой я?” “Каковы мои способности?”, “За что я могу себя уважать?”), а с другой – осознание своего положения в мире (“Каков мой жизненный идеал?”, “Кто мои друзья и враги?”, “Кем я хочу стать?”, “Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?”). Первые, обращенные к себе вопросы, ставит не всегда сознавая это, уже подросток. Вторые, более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения. Трудность заключается в том, что ранняя юность, создавая внутренние условия, благоприятные для того, чтобы человек начал задумываться для чего он живет, не дает средств, достаточных для ее решения. Хорошо известно, что проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая. Ответ на нее содержится как внутри человека, так и вне его – в мире, где раскрываются его способности, в его деятельности, в чувстве социальной ответственности. А ведь это как раз и образует тот дефицит, который подчас весьма болезненно ощущается в юности. Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни как бы обречен на то, чтобы остаться лишь упражнением юношеского мышления, что создает реальную опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя, особенно у юношей с чертами невротизма или предрасположенного к нему в связи с особенностями предшествующего развития. Однако, несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой3.
Продолжая эту мысль в рамках экзистенциальной психологии Франкла можно сказать, что смыслы – категориально те же ценности, но только единичные, а соответственно, ценности – это те же смыслы, только обобщенные. Или, несколько иначе, смыслы Франкл отождествляет с индивидуальными личными ценностями, а собственно ценности – с групповыми смыслами. Значит профессиональное самоопределение, которое в раннем юношеском возрасте заземляется на выбор профессии, связано с индивидуальными ценностями старшеклассника4.
Система ценностных ориентаций выступает “свернутой” программой жизнедеятельности и служит основанием для реализации определенной модели личности. Той сферой, где социальное переходит в личностное и личностное становится социальным, где происходит обмен индивидуальными ценностно-мировоззренческими различиями является общение. Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры. Это положение является центральным для так называемого гуманистически-аксиологического подхода к культуре, согласно которому культура понимается как мир воплощенных ценностей; “область применения понятия ценности - человеческий мир культуры и социальной действительности”.5 [4] Ценности - это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры эпохи, определенного общества в целом, всего человечества. Это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия.
Для юношеского возраста помимо традиционных ценностей социума особое значение имеет ориентация на личностное общение, поэтому в становлении системы ценностных ориентации важную роль играет общение со сверстниками, ситуации столкновения с противоположными взглядами, мнениями.6
Однако процесс становления системы ценностных ориентации может и тормозиться, приводя к возникновению феномена нравственного инфантилизма, который в последнее время вызывает беспокойство все большего числа психологов и педагогов. Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентации, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентации предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Процесс формирования системы ценностных ориентации стимулируется значительным расширением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей.
Изучением ценностей также занимался представитель диспозиционального направления в теории личности Гордон Олпорт. Он считал, что ни один человек не подпадает исключительно под какую-либо одну из основных ценностных ориентаций; скорее у разных людей наблюдаются различные комбинации ценностей. Согласно Олпорту, эти ценности лучше представить как черты более глубокого уровня. Он выделил шесть таких черт:
1. Теоретическая. Человек, прежде всего заинтересованный в раскрытии истины.
2. Экономическая. «Экономический» человек выше всего ценит то, что полезно или выгодно.
3. Эстетическая. Такой человек больше всего ценит форму и гармонию.
4. Социальная. Наивысшей ценностью для социального типа является любовь людей.
5. Политическая. Доминирующим интересом политического типа является власть.
6. Религиозная. Представители этого типа, главным образом, заинтересованы в понимании мира как единого целого7.
Учитывая распространение в науке системного подхода, в рамках концепции интегральной индивидуальности B. C. Мерлина, можно говорить об еще одной функции ценностных ориентации — системообразующей. Исходя из этого, можно предположить, что существуют различные типы ценностных ориентации, способствующие гармонизации личности, становлению целостной индивидуальности, формирующиеся самим человеком. Эти типы ценностных ориентации суть проявление социальной активности — ведущей деятельности в раннем юношеском возрасте, выступающей в качестве опосредствующего звена в структуре интегральной индивидуальности старших школьников. B. C. Мерлин был первым, кто выдвинул гипотезу о ценностных ориентациях как возможном опосредствующем звене в интегральной индивидуальности, однако эта гипотеза до сих пор не подвергалась экспериментальной проверке.
А. И. Донцов считал, что направленность ценностных ориентаций определяет согласованность профессиональных планов и жизненных целей.8
Однако существуют и другие точки зрения. Так, например, В.С. Собкин, А.М. Грачева и А. А. Нистратов предположили, что ориентация старшеклассников на те или иные виды профессии во многом обусловлена системой социокультурных стереотипов, которые связываются с теми или иными профессиями. «Молодые люди, скорее всего, могут строить свои базовые представления о той или иной профессии на реально более доступном им слое социальных стереотипов, которые они воспринимают в кино, литературе и т.п.»9
Так или иначе, большинство авторов занимающихся проблемой ценностных ориентаций сходятся на том, что система ценностный ориентаций во многом определяет формирование личности человека.
- Глава I. Теоретические основы изучения ценностных ориентаций старших школьников при выборе профессии……………………………………………6
- Глава II. Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников…………………21
- Введение.
- Глава I. Теоретические основы изучения ценностных ориентаций старших школьников при выборе профессии.
- 1. Понятие ценностных ориентаций юношеского возраста в работах отечественных и зарубежных психологов.
- 1. 2. Профессиональное самоопределение: понятие, этапы, типы и уровни.
- Условия профессионального самоопределения.
- Типы и уровни профессионального самоопределения.
- Глава II. Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников.
- 2. 1. Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников.
- 2. 2. Анализ результатов изучения взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников.