Условия профессионального самоопределения.
Объективные условия (социальное положение, материальное благосостояние семьи, уровень образования родителей, социальная престижность профессии).
Дети из более обеспеченных и образованных семей обычно хотят остаться в той же социально-профессиональной группе. Другие, напротив, стремятся повысить свой социально-профессиональный статус, получить более высокое образование и квалификацию, что одобряют и родители.
Образовательный уровень родителей важнее материального благосостояния.
Особенностью самоопределения современных старшеклассников является ориентация на престижность профессий, на элитность, охваченность идеей быстрой карьеры, богатства. С помощью изощренной манипуляции средств массовой информации и общественного мнения формируется основа для профессионального выбора конкретного человека, что подрывает саму суть самоопределения. Однако престиж той или иной профессии находится в обратном отношении к ее массовости: чем престижнее профессия, тем больше в ней будет претендентов на одно место и тем большему числу из них предстоит отсеяться. Социальное становление молодых происходит в условиях, когда естественное стремление к самоутверждению сталкивается с возрастающей конкуренцией, высокими требованиями к личности на рынке труда. В этих условиях формирования готовности старшеклассников к самоопределению актуализируется проблема педагогического сопровождения жизненного, профессионального и личностного выбора, профессионального сопровождения, оказания помощи учащимся в выборе профессии или последующего образования.
Необходима разумная и неманипулятивная корректировка профессионального выбора, основанная не на выдаче готовых рекомендаций, а на постепенном формировании у учащегося способности самостоятельно планировать профессиональные и жизненные перспективы, своевременно корректировать их13.
2. Субъективные условия (возраст, уровень информированности, уровень притязаний).
Существует опасность затягивания старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. Помощь в данном случае заключается в своевременном, на всем протяжении учебы, расширении кругозора и интересов учащегося, ознакомлении с различными видами деятельности, приобщении к труду. Несмотря на то, что раннее самоопределение считается фактором положительным, оно тоже имеет свои издержки: категоричность выбора и нежелание рассмотреть другие варианты часто служат своего рода психологическим защитным механизмом, средством уйти от мучительных сомнений, что в будущем может привести к разочарованию.
Очень важен уровень информированности о будущей профессии, а также уровень личных притязаний, который включает оценку собственных объективных возможностей и способностей. У 15 – 17-летних юношей и девушек уровень притязаний часто завышен – это нормально и даже полезно, если стимулирует к росту и преодолению трудностей. Существуют и половые различия: дифференциация профессиональных интересов начинается раньше у юношей, они критичнее оценивают возможности и требовательнее относятся к будущей профессии, тогда как девушки легче мирятся с неудачами, придавая больше значения устройству семейной жизни.
- Глава I. Теоретические основы изучения ценностных ориентаций старших школьников при выборе профессии……………………………………………6
- Глава II. Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников…………………21
- Введение.
- Глава I. Теоретические основы изучения ценностных ориентаций старших школьников при выборе профессии.
- 1. Понятие ценностных ориентаций юношеского возраста в работах отечественных и зарубежных психологов.
- 1. 2. Профессиональное самоопределение: понятие, этапы, типы и уровни.
- Условия профессионального самоопределения.
- Типы и уровни профессионального самоопределения.
- Глава II. Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников.
- 2. 1. Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников.
- 2. 2. Анализ результатов изучения взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников.