2. 2. Анализ результатов изучения взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников.
Для изучения особенностей профессиональной направленности был использован опросник Климова.
Результаты дифференциально-диагностического опросника (ДДО-М) Е.А.Климова.
Таблица 1.1.
Типы профессий | Ч – П | Ч – Т | Ч – Ч | Ч – З | Ч – Х |
Количество учащихся, | 2 | 4 | 11 | 3 | 5 |
Гистограмма профессиональных интересов учащихся 11 «В» класса.
Согласно полученным результатам испытуемых можно разделить на пять групп профессиональной направленности.
К первой группе относятся учащиеся (8 %) с профессиональной ориентацией по типу «Человек – Природа» по ДДО Е.А.Климова. Для этих старшеклассников главный, ведущий предмет труда – природа. Профессии: эколог, агроном, зоотехник, ветеринар, эпидемиолог и др.
Вторую группу составили учащиеся (16 %) профессиональные ориентации которых соответствуют типу «Человек – Техника», согласно опроснику Климова. Выбирают профессии конкретного действия: механик, электрик и т.п. Этой группе свойственны математические, а не вербальные способности.
В третью группу вошли учащиеся (44%), относящиеся к типу «Человек – Человек», согласно опроснику Е. А. Климова. Эти молодые люди обладают социальными умениями и нуждаются в социальных контактах. Предпочитаемые профессии – врач, психолог. Хорошо развиты вербальные способности.
К четвертой группе (12% учащихся) относятся молодые люди, предпочитающие профессии типа «Человек – Знаковая система», по ДДО Климова. Здесь главный, ведущий предмет труда – условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки. Данная группа людей выбирала следующие профессии: заведующий, директор, журналист, судья, дипломат и т.п.
В пятую группу вошли старшеклассники (20 %), для которых наиболее подходящим типом профессий, по опроснику Е. А. Климова являются профессии типа «Человек – Художественный образ». Данной группе людей присущ сложный взгляд на мир и жизнь, гибкость, оригинальность, независимость решений, несоциальность – в смысле отличия от окружающих людей. Предпочитают занятия творческого характера – музицирование, рисование, фотографию. Очень высоки способности моторики и восприятия.
Для выявления ценностных ориентаций нами была использована методика М. Рокича. Доминирующими ценностями признавались ценности, занимающие места с первого по третье, включительно.
Исследование ценностные ориентации учеников 11 «В» класса позволило выявить следующие особенности.
Доминирующие терминальные ценности.
Таблица 2. 1.
-
Терминальная ценность
Кол-во выборов
Активная деятельная жизнь
20
Жизненная мудрость
21
Здоровье
20
Интересная работа
18
Красота природы и искусства
15
Любовь
18
Материально обеспеченная жизнь
16
Наличие хороших и верных друзей
20
Общественное признание
17
Познание
13
Продуктивная жизнь
18
Развитие
16
Свобода
21
Счастливая семейная жизнь
20
Счастье других
10
Творчество
18
Уверенность в себе
21
Удовольствия
10
Гистограмма распределения терминальных ценностей.
Согласно проведенному исследованию, доминирующими терминальными ценностями для данной выборки являются: жизненная мудрость (7%), свобода (7%), уверенность в себе (7%).
Далее идут: активная деятельная жизнь (6%), здоровье (6%), наличие хороших и верных друзей (6%), счастливая семейная жизнь (6%), интересная работа (6%), продуктивная жизнь (6%), творчество (6%), любовь (6%).
Затем: общественное признание (5%), развитие (5%), материально обеспеченная жизнь (5%), красота природы и искусства (5%)
Последние места в списке занимают: познание (4%); затем – счастье других (3%), удовольствия (3%).
Доминирующие инструментальные ценности.
Таблица 2. 2.
Инструментальные ценности | Кол-во выборов |
Аккуратность | 13 |
Воспитанность | 14 |
Высокие запросы | 16 |
Жизнерадостность | 16 |
Исполнительность | 17 |
Независимость | 22 |
Непримиримость к недостаткам | 14 |
Образованность | 21 |
Ответственность | 20 |
Рационализм | 18 |
Самоконтроль | 19 |
Смелость в отстаивании мнения | 20 |
Чуткость (заботливость) | 20 |
Терпимость | 17 |
Широта взглядов | 23 |
Твердая воля | 21 |
Честность | 14 |
Эффективность в делах | 15 |
Гистограмма распределения инструментальных ценностей.
Из полученных данных следует, что доминирующей инструментальной ценностью является широта взглядов (7%). Затем – независимость (7%).
Следующими по количеству выборов являются: ответственность (6%), смелость в отстаивании собственного мнения (6%), чуткость (6%).
Далее расположены такие ценности, как: самоконтроль (6%), рационализм (6%); затем – исполнительность (5%), терпимость (5%).
Следующими по количеству выборов были: высокие запросы (5%), жизнерадостность (5%), эффективность в делах (5%).
Наименьшее количество выборов было у таких ценностей как: воспитанность (4%), нетерпимость к чужим недостаткам (4%), честность (4%); затем – аккуратность (4%).
Исследование ценностные ориентации во взаимосвязи с типами профессиональной направленности позволило выявить следующие особенности.
Соотношение терминальных ценностей с типами профессиональной направленности.
Таблица 3. 1.
Ценность | Ч – П | Ч – Т | Ч – Ч | Ч – З | Ч – Х |
Активная деятельная жизнь | 1 | 3 | 9 | 3 | 4 |
Жизненная мудрость | 1 | 4 | 10 | 3 | 3 |
Здоровье | 2 | 2 | 11 | 2 | 3 |
Интересная работа | 1 | 4 | 6 | 3 | 4 |
Красота природы и искусства | 2 | 0 | 8 | 0 | 5 |
Любовь | 1 | 1 | 11 | 1 | 4 |
Материально обеспеченная жизнь | 0 | 4 | 7 | 3 | 2 |
Наличие хороших и верных друзей | 2 | 1 | 11 | 2 | 4 |
Общественное признание | 0 | 3 | 8 | 3 | 3 |
Познание | 0 | 0 | 5 | 3 | 5 |
Продуктивная жизнь | 1 | 3 | 7 | 3 | 4 |
Развитие | 2 | 2 | 6 | 3 | 3 |
Свобода | 2 | 2 | 10 | 2 | 5 |
Счастливая семейная жизнь | 2 | 2 | 11 | 1 | 4 |
Счастье других | 0 | 0 | 7 | 0 | 3 |
Творчество | 0 | 1 | 10 | 2 | 5 |
Уверенность в себе | 1 | 4 | 11 | 3 | 2 |
Удовольствия | 1 | 1 | 5 | 2 | 1 |
Гистограмма доминирующих терминальных ценностей по типам профессиональной направленности.
В ходе исследований было установлено, что:
- в группе профессиональной направленности «Человек – Природа» преобладают такие ценности как – семейная жизнь (11%), свобода (11%), развитие (11%), наличие верных друзей (11%), красота природы и искусства (11%), здоровье (11%).
На втором месте – активная жизнь (5%), жизненная мудрость (5%), интересная работа (5%), любовь (5%), продуктивная жизнь (5%), уверенность в себе (5%), удовольствия (5%).
Такие ценности, как обеспеченная жизнь, общественное признание, познание, счастье других, творчество не были выбраны ни разу.
- в группе профессиональной направленности «Человек – Техника» доминируют следующие ценности: жизненная мудрость (11%), интересная работа (11%), материально обеспеченная жизнь (11%), уверенность в себе (11%).
На втором месте находятся такие ценности, как активная деятельная жизнь (8%), продуктивная жизнь (8%), общественное признание (8%).
Следующими по значимости ценностями являются – здоровье (5%), развитие (5%), свобода (5%), семейная жизнь (5%).
Затем идут: любовь (3%), наличие верных друзей (3%), творчество (3%) и удовольствия (3%).
На последнем месте по значимости находятся красота природы и искусства (0%), познание (0%) и счастье других (0%).
- в группе «Человек – Человек» доминирующими являются следующие ценности: здоровье, любовь, наличие верных друзей, счастливая семейная жизнь, уверенность в себе – эти ценности выбрали 7% опрошенных. На втором месте находятся такие ценности, как жизненная мудрость, свобода и творчество – данные ценности признали доминирующими 7% опрошенных. Далее идут такие ценности, как активная деятельная жизнь (6%), красота природы и искусства (5%), общественное признание (5%), обеспеченная жизнь (5%), продуктивная жизнь (5%), счастье других людей (5%). И наименее значимыми оказались такие ценности, как интересная работа (4%), развитие (4%), познание (3%), удовольствия (3%).
- в группе «Человек – Знаковая система» преобладают такие ценности: активная жизнь, жизненная мудрость, интересная работа, обеспеченная жизнь, общественное признание, познание, продуктивная жизнь, развитие – эти ценности выбрали 8% учащихся.
Следующими по значимости являются: здоровье, наличие верных друзей, свобода – эти ценности были выбраны 5 % опрошенных. Любовь, счастливую семейную жизнь и творчество выбрали 3% опрошенных.
Такие ценности, как красота природы и искусства не были выбраны ни разу.
- в группе «Человек – Художественный образ» ведущими являются следующие ценности: красота природы и искусства, познание, свобода и творчество, их выбрали 8% опрошенных.
Вторыми по значимости являются – активная деятельная жизнь, интересная работа, любовь, наличие хороших друзей, продуктивная жизнь, счастливая семейная жизнь, их выбрали 6% опрошенных.
Далее идут: здоровье, жизненная мудрость, общественное признание, развитие, счастье других, данные ценности выбрали 5% орошенных.
Наименее значимыми ценностями для данной группы являются – материально обеспеченная жизнь (3%), уверенность в себе (3%), удовольствия (2%).
Соотношение инструментальных ценностей с типами профессиональной направленности.
Таблица 3. 2.
Ценность | Ч – П | Ч – Т | Ч – Ч | Ч – З | Ч – Х |
Аккуратность | 0 | 3 | 5 | 3 | 2 |
Воспитанность | 1 | 2 | 7 | 1 | 3 |
Высокие запросы | 0 | 4 | 6 | 3 | 3 |
Жизнерадостность | 2 | 1 | 9 | 0 | 4 |
Исполнительность | 1 | 3 | 6 | 3 | 4 |
Независимость | 2 | 3 | 10 | 2 | 5 |
Непримиримость к недостаткам | 0 | 4 | 5 | 3 | 2 |
Образованность | 1 | 4 | 10 | 3 | 3 |
Ответственность | 2 | 4 | 9 | 3 | 2 |
Рационализм | 0 | 4 | 8 | 3 | 3 |
Самоконтроль | 2 | 4 | 9 | 2 | 2 |
Смелость в отстаивании мнения | 1 | 3 | 9 | 2 | 5 |
Чуткость (заботливость) | 2 | 2 | 11 | 1 | 4 |
Терпимость | 2 | 1 | 11 | 0 | 3 |
Широта взглядов | 1 | 4 | 10 | 3 | 5 |
Твердая воля | 2 | 4 | 9 | 2 | 4 |
Честность | 1 | 2 | 7 | 1 | 3 |
Эффективность в делах | 1 | 3 | 4 | 3 | 4 |
Гистограмма доминирующих инструментальных ценностей по типам профессиональной направленности.
В ходе исследований было установлено, что:
- в группе профессиональной направленности «Человек – Природа» преобладают такие ценности как – жизнерадостность, независимость, ответственность, самоконтроль, чуткость, терпимость, твердая воля – эти ценности выбрали 10 % опрошенных.
Далее следуют воспитанность, исполнительность, образованность, смелость в отстаивании своего мнения, широта взглядов, честность, эффективность в делах – эти ценности выбрали 5 % опрошенных.
Такие ценности, как аккуратность, высокие запросы, непримиримость к чужим недостаткам, рационализм не были выбраны ни разу.
- в группе профессиональной направленности «Человек – Техника» доминируют следующие ценности: высокие запросы, непримиримость к чужим недостаткам, образованность, рационализм, образованность, ответственность, самоконтроль – эти ценности были выбраны 7 % опрошенных. Следующими по значимости являются – аккуратность, исполнительность, независимость, эффективность в делах, их выбрали 5% опрошенных. Далее идут: воспитанность, чуткость и честность (4% опрошенных). Наименее значимыми являются такие ценности, как жизнерадостность и терпимость, их выбрали 2% опрошенных.
- в группе «Человек – Человек» доминирующими являются следующие ценности: чуткость и терпимость (8% опрошенных).
Следующими по значимости являются – независимость, образованность, широта взглядов, их определили, как доминирующие 7% участников опроса. Далее идут – жизнерадостность, ответственность, самоконтроль, смелость в отстаивании своего мнения, твердая воля, их выбрали 6% опрошенных, а так же рационализм (6%). Следующими по значимости идут: воспитанность (5%), честность (5%).
Высокие запросы и исполнительность выбрали 4% опрошенных.
Предпоследнее место по значимости занимают такие ценности, как аккуратность и нетерпимость к чужим недостаткам 3% опрошенных.
Наименее значимой ценностью является эффективность в делах – 3 % опрошенных.
- в группе «Человек – Знаковая система» преобладают такие ценности: аккуратность, высокие запросы, ответственность, нетерпимость к чужим недостаткам, исполнительность, образованность, рационализм, эффективность в делах, широта взглядов – их определили, как доминирующие 8% респонденотов.
Далее идут такие ценности, как независимость, самоконтроль, честность, твердая воля, смелость в отстаивании собственного мнения – их выбрали 5% респонденотов.
Следующими по значимости являются – воспитанность и чуткость (3% опрошенных).
Наименее значимыми инструментальными ценностями являются жизнерадостность и терпимость. Их не выбрали как доминирующие ни один человек.
- в группе «Человек – Художественный образ» ведущими являются следующие ценности: независимость, смелость в отстаивании своего мнения, широта взглядов – их признали доминирующими 8% респондентов.
Следующими по значимости являются – жизнерадостность, исполнительность, чуткость, твердая воля и эффективность в делах. Их выбрали 7% опрошенных.
Далее идут такие ценности, как воспитанность, высокие запросы, образованность, рационализм, терпимость, твердая воля. Их выбрали 5 % опрошенных.
Наименее значимыми ценностями являются – аккуратность, нетерпимость к недостаткам, ответственность и самоконтроль. Их отметили как доминирующие 3 % респондентов.
Итак, исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы:
- В 11 «В» классе наблюдаются такие группы профессиональной направленности, как «Человек – Природа», «Человек – Техника», «Человек – Человек», «Человек – Знаковая система», «Человек – Художественный образ»;
- Доминирующие терминальные и инструментальные ценности разных групп профессиональной направленности различаются.
Так же хотелось бы отметить, что в данном классе на недостаточно высоком уровне развито понимание ценности честности, аккуратности, терпимости, познания.
Заключение.
Период юности составляет часть развернутого переходного этапа от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Вместе с тем, это относительно самостоятельный период, имеющий собственную ценность. Его необходимость диктуется усложнением социальной жизни и тех требований, которые современные развитые общества предъявляют к уровню профессионального образования и личностной зрелости взрослых представителей. В отечественной психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания.
В юности расширяется диапазон социальных ролей и интересов. На этот возраст приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность реализации активного избирательного права, возможность вступить в брак. Перед каждым встает задача выбора профессии и дальнейшего жизненного пути.
Профессиональное самоопределение - это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность. Профессиональное самоопределение можно рассматривать как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени; как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между своими предпочтениями и склонностями, с одной стороны, и потребностями существующей системы общественного разделения труда - с другой; как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.
Профессиональное самоопределение нельзя рассматривать как "стоп-кадр" процесса развития: приобретаемый на избранном пути опыт меняет картину возможностей человека и направление его дальнейшего развития. Профессиональное самоопределение составляет важный момент личностного самоопределения, рассматривается как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности, как процесс чередующихся выборов, каждый из которых - важное жизненное событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности.
Центром профессионального самоопределенияявляется ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания, потребность в профессиональной компетентности.
Профессиональная ориентация не должна ограничиваться непосредственно профессиональной сферой, но всегда соответствовать важнейшим жизненным целям учащихся. Выбор профессии фактически означает проецирование в будущее определенной социальной позиции.
Доминирующие терминальные и инструментальные ценности разных групп профессиональной направленности различаются. Вероятнее всего это вызвано тем, что люди разных профессиональных направленностей отличаются по характеру и присущим им манерам поведения, а значит и их доминирующие ценности будут отличаться.
Так же хотелось бы отметить, что в данном классе на недостаточно высоком уровне развито понимание ценности честности, аккуратности, терпимости, познания.
Список литературы.
1. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. – 1995. - №3. http://psylib.myword.ru.
Донцов А. И. Выбор профессии и жизненная перспектива. // Вопросы психологии. – 1990. - №2. http://psylib.ru.
Пископпель А. А. От традиционных ценностей к уникальным смыслам. // Вопросы психологии. – 2001. - № 6. http://leto.2007.ru.
Проблема и психотехника самоопределения личности. // Вопросы психологии. – 2002. - № 2. http://psylib.ru.
Сидоркина Т. Ю. Социально-личностные компетентности как результат профессионального самоопределения подростка в современной системе образования. http://psylib.ru.
Франкл В. Человек в поисках смысла. http://psylib.myword.ru.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. http://psylib.myword.ru.
http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met104/node21.html.
http://www.ido.rudn.ru/psychology/labour_psychology/10.html.
http://www.vashpsixolog.ru.
1 http://www.vashpsixolog.ru.
2 http://www.vashpsixolog.ru.
3 Проблема и психотехника самоопределения личности. // Вопросы психологии. – 2002, http://psylib.ru.
4 В. Франкл. Человек в поисках смысла // Франкл В. - http://psylib.myword.ru.
5 М. Р. Гинзбург Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире // Гинзбург М. Р. http://psylib.myword.ru.
6 Там же.
7 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. http://psylib.myword.ru
8Донцов А. И. Выбор профессии и жизненная перспектива. // Вопросы психологии. -http://psylib.ru.
9 Сидоркина Т. Ю. Социально-личностные компетентности как результат профессионального самоопределения подростка в современной системе образования. http://psylib.ru.
10 Там же.
11 http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met104/node21.html.
12 Там же.
13 Там же.
- Глава I. Теоретические основы изучения ценностных ориентаций старших школьников при выборе профессии……………………………………………6
- Глава II. Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников…………………21
- Введение.
- Глава I. Теоретические основы изучения ценностных ориентаций старших школьников при выборе профессии.
- 1. Понятие ценностных ориентаций юношеского возраста в работах отечественных и зарубежных психологов.
- 1. 2. Профессиональное самоопределение: понятие, этапы, типы и уровни.
- Условия профессионального самоопределения.
- Типы и уровни профессионального самоопределения.
- Глава II. Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников.
- 2. 1. Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников.
- 2. 2. Анализ результатов изучения взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников.