Тема 7. Утомление. Гигиенические требования по рациональной организации учебно-воспитательного процесса детей в школе
Утомление по праву считается одной из важнейших проблем физиологии и гигиены труда, обучения и спорта. Практическая значимость ее не вызывает сомнений, что хорошо отражено А.А. Ухтомским (1927): «Вопрос об утомлении - прежде всего житейский вопрос, и физиологическая наука до тех пор не выполнит здесь своей задачи, пока не даст житейски ясным языком указаний, как овладеть явлениями утомления, как можно было бы предотвратить их, как сохранить рабочие ресурсы организма без функционального упадка на максимально долгое время».
Утомление - естественное следствие любой работы, выражающееся в снижении работоспособности и полноценности функций основных систем организма. Утомление - процесс обратимый: прекращение деятельности способно устранить его и восстановить уровень функций организма. Большинство физиологов и гигиенистов трактуют утомление как временное снижение функциональных возможностей организма, наступающее в результате деятельности.
Глубокое изучение процессов утомления привело к созданию центрально-нервной (центрально-корковой) теории. Основной вклад в обоснование этой теории внесли И.М. Сеченов, Н.Е. Введенский, А.А. Ухтомский, М.И. Виноградов, В.В. Розенблат и др.
Механизм утомления можно объяснить с позиции соотношения трех основных процессов, протекающих в нервных центрах при выполнении работы: истощения, восстановления и торможения. Интенсивная работа связана с процессом расходования ресурсов корковых клеток, их «функционального потенциала».
Усиление процесса расходования ресурсов нервных клеток при выполнении работы сопровождается усилением процесса восстановления.
Следует подчеркнуть, что в функционирующей ткани последний процесс идёт быстрее, чем в ткани, находящейся в состоянии покоя, так как первичный процесс расщепления всегда вызывает или усиливает реакцию, производящую синтез. Нарастание темпа восстановительных реакций обеспечивает ускорение физиологического ритма работы и повышения общего уровня работоспособности. Данное явление объясняет наличие в начальном периоде любой работы фазы врабатывания.
Период поддержания равновесия между процессами расходования функционального потенциала нервных клеток и его восстановления соответствует фазе устойчивой работоспособности.
Проявление утомления и как следствие наступления фазы снижения работоспособности объясняется развитием в нервных центрах процессов торможения.
На рисунке 1 приведена типичная кривая работоспособности.
Рис. 1. Кривая изменения работоспособности:
I - Вхождение в работу - врабатываемость.
II - Период высокой и устойчивой работоспособности.
III - Период снижения работоспособности.
А - Зона неполной компенсации.
Б - Зона конечного прорыва.
В - Зона прогрессивного снижения работоспособности.
Сложная картина утомления выражается рядом проявлений, на которых и может базироваться его диагностика. О начале утомления свидетельствуют следующие признаки: 1. снижение производительности труда (продуктивности - корректурная проба Анфимова); 2. ослабление внутреннего торможения; 3. ухудшение регуляции физиологических функций; 4. проявление чувства усталости, двигательное беспокойство.
Следовательно, критериями утомления могут быть объективные и субъективные данные.
Объективные данные:
Yandex.RTB R-A-252273-3- Тема 6. Показатели физического развития детей и подростков, как один из критериев оценки их состояния здоровья
- Методика антропометрических измерений
- Оценка физического развития
- Методы оценки физического развития
- Тема 7. Утомление. Гигиенические требования по рациональной организации учебно-воспитательного процесса детей в школе
- 1. Снижение уровня работоспособности.
- 2. Ослабление внутреннего торможения.
- Гигиенические принципы организации обучения детей в школе:
- Изменение работоспособности учащихся в течение недели, в баллах (по м.Н. Шардокову)
- Деление предметов по трудности
- Гигиенические требования к максимальным величинам воздействия на школьника учебно-воспитательного процесса
- Практическая работа
- 1. Исследование уровня работоспособности в динамике.
- 2. Определение латентных периодов простых сенсомоторных реакций на световой и звуковой раздражители.
- Тема 8. Закаливание. Здоровый образ жизни. Гигиенически требования к организации режима труда, отдыха, питания с учетом биологических ритмов, социально-гигиеническое значение вредных привычек