logo
гигиена

Гигиенические требования к максимальным величинам воздействия на школьника учебно-воспитательного процесса

Классы

Максимально допустимая недельная нагрузка, ч

при 6-дневной неделе

при 5-дневной неделе

3-летняя начальная школа:

1-3

25

22

4-летняя начальная школа:

1

22

20

2-4

25

22

5

31

28

6

32

29

7

34

31

8-9

35

32

10-11

36

33

Рациональное распределение учебной нагрузки в течение учебного дня и недели – важный фактор профилактики утомления школьников, оно способствует снижению утомительности и повышению работоспособности учащихся.

Существенное значение в научной организации учебного процесса имеет регламентация перемен, прежде всего их продолжительность. В период перемен восстанавливаются функции корковых клеток и ускоряются восстановительные процессы.

В общеобразовательной школе для учащихся всех классов установлена 10-минутная продолжительность перемен между уроками. Большая перемена (после 2-го урока) должна длиться 30 мин. Вместо 1 большой перемены допускается устраивать после 2-го и 3-го уроков 2 перемены по 20 мин. В начальной школе рекомендуются 3 перемены в такой последовательности: 10-20-10 минут, в средней – 10-20-20-10 минут и в старшей – 10-10-30-10-10.

Правильная организация учебных занятий предусматривает и правильную организацию отдых между учебными неделями, четвертями. С целью предупреждения снижения работоспособности школьников в течение учебного года проводятся каникулы.

Большого внимания заслуживают школьники с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера. Для многих из них обычный уровень нагрузки, легко выполняемый здоровым школьником, является значительным и вызывает напряжение механизмов адаптации. Для этих детей особую актуальность приобретает гигиенический принцип учебной деятельности – индивидуальные нагрузки.

Принцип обеспечения оптимальных условий обучения. Окружающая детей среда образовательных учреждений оказывает существен­ное влияние на их самочувствие, настроение и работоспособность. Чувствительность детского организма к большинству факторов окру­жающей среды значительно выше, чем у взрослых.

Повышенные температура и влажность, бактериальная загряз­ненность, увеличение содержания органических веществ, ухудшение ионного состава воздуха резко изменяют самочувствие и настрое­ние школьников, способствуют быстрому нарастанию утомления. К концу учебного дня температура воздуха в школьных помещени­ях может повышаться на 5-6 °С, более чем в 3 раза могут возрасти концентрация углекислоты и содержание органических веществ. В сочетании с изменениями физических свойств воздуха это придает помещению специфический запах, что вызывает у школьников ряд субъективных расстройств.

Главная роль в создании возможностей для высокой работоспособ­ности и положительного эмоционального фона принадлежит светово­му и звуковому режиму школы. С позиций психогигиены большое внимание следует уделять цветовому оформлению школьных зданий и учебного оборудования.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4