Гигиенические требования к максимальным величинам воздействия на школьника учебно-воспитательного процесса
Классы | Максимально допустимая недельная нагрузка, ч | |
при 6-дневной неделе | при 5-дневной неделе | |
3-летняя начальная школа: | ||
1-3 | 25 | 22 |
4-летняя начальная школа: | ||
1 | 22 | 20 |
2-4 | 25 | 22 |
5 | 31 | 28 |
6 | 32 | 29 |
7 | 34 | 31 |
8-9 | 35 | 32 |
10-11 | 36 | 33 |
Рациональное распределение учебной нагрузки в течение учебного дня и недели – важный фактор профилактики утомления школьников, оно способствует снижению утомительности и повышению работоспособности учащихся.
Существенное значение в научной организации учебного процесса имеет регламентация перемен, прежде всего их продолжительность. В период перемен восстанавливаются функции корковых клеток и ускоряются восстановительные процессы.
В общеобразовательной школе для учащихся всех классов установлена 10-минутная продолжительность перемен между уроками. Большая перемена (после 2-го урока) должна длиться 30 мин. Вместо 1 большой перемены допускается устраивать после 2-го и 3-го уроков 2 перемены по 20 мин. В начальной школе рекомендуются 3 перемены в такой последовательности: 10-20-10 минут, в средней – 10-20-20-10 минут и в старшей – 10-10-30-10-10.
Правильная организация учебных занятий предусматривает и правильную организацию отдых между учебными неделями, четвертями. С целью предупреждения снижения работоспособности школьников в течение учебного года проводятся каникулы.
Большого внимания заслуживают школьники с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера. Для многих из них обычный уровень нагрузки, легко выполняемый здоровым школьником, является значительным и вызывает напряжение механизмов адаптации. Для этих детей особую актуальность приобретает гигиенический принцип учебной деятельности – индивидуальные нагрузки.
Принцип обеспечения оптимальных условий обучения. Окружающая детей среда образовательных учреждений оказывает существенное влияние на их самочувствие, настроение и работоспособность. Чувствительность детского организма к большинству факторов окружающей среды значительно выше, чем у взрослых.
Повышенные температура и влажность, бактериальная загрязненность, увеличение содержания органических веществ, ухудшение ионного состава воздуха резко изменяют самочувствие и настроение школьников, способствуют быстрому нарастанию утомления. К концу учебного дня температура воздуха в школьных помещениях может повышаться на 5-6 °С, более чем в 3 раза могут возрасти концентрация углекислоты и содержание органических веществ. В сочетании с изменениями физических свойств воздуха это придает помещению специфический запах, что вызывает у школьников ряд субъективных расстройств.
Главная роль в создании возможностей для высокой работоспособности и положительного эмоционального фона принадлежит световому и звуковому режиму школы. С позиций психогигиены большое внимание следует уделять цветовому оформлению школьных зданий и учебного оборудования.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Тема 6. Показатели физического развития детей и подростков, как один из критериев оценки их состояния здоровья
- Методика антропометрических измерений
- Оценка физического развития
- Методы оценки физического развития
- Тема 7. Утомление. Гигиенические требования по рациональной организации учебно-воспитательного процесса детей в школе
- 1. Снижение уровня работоспособности.
- 2. Ослабление внутреннего торможения.
- Гигиенические принципы организации обучения детей в школе:
- Изменение работоспособности учащихся в течение недели, в баллах (по м.Н. Шардокову)
- Деление предметов по трудности
- Гигиенические требования к максимальным величинам воздействия на школьника учебно-воспитательного процесса
- Практическая работа
- 1. Исследование уровня работоспособности в динамике.
- 2. Определение латентных периодов простых сенсомоторных реакций на световой и звуковой раздражители.
- Тема 8. Закаливание. Здоровый образ жизни. Гигиенически требования к организации режима труда, отдыха, питания с учетом биологических ритмов, социально-гигиеническое значение вредных привычек