2. Ослабление внутреннего торможения.
Поскольку ослабление внутреннего торможения проявляется в охранительном возбуждении (двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания), то для исследования данного явления используется: - объективная регистрация «двигательного беспокойства» - актография. С помощью определенных приспособлений на равномерно движущейся ленте (актограмме) регистрируются все движения тела. Путем исключения из актограммы колебаний, связанных с выполнением трудового процесса, изучается динамика «двигательного беспокойства»; - отвлечения или кратковременные отключения внимания от выполняемой работы исследуются в ходе хронометражных исследований (наблюдение за процессом выполнения работы с регистрацией временных характеристик различных видов деятельности); - способность к концентрации внимания исследуется путем определения объёма кратковременной памяти (воспроизведение по памяти определенной информации), и исследования непосредственно внимания (например, при отыскивании чисел на черно-красной таблице Платонова).
3. Ухудшение регуляции физиологических функций изучается путем исследования функционального состояния различных систем:
- при изучении состояния центральной нервной системы используется методика хронорефлексометрии, позволяющая определять скрытые (латентные) периоды условно-рефлекторных реакций (зрительно-моторных, слухомоторных, регеддвигательных и др.). Величина латентных периодов отражает состояние возбудимости клеток ЦНС;
- при исследовании сердечно-сосудистой системы определяются гемодинамические показатели, и используется проведение стандартных физических нагрузок;
- при изучении состояния зрительного анализатора определяют остроту зрения, объём аккомодации, быстроты различения и т.д.);
- слуховой анализатор исследуют методикой тональной аудиометрии, с помощью которой определяют изменение порога слышимости;
- состояние двигательного анализатора исследуют с помощью динамометрии (сила и статистическая выносливость), тремометрии (тонкая координация движения рук) и кинематометрии (исследование мышечно-суставного чувства).
К субъективным данным, позволяющим судить о степени утомления, относится ощущение усталости. При оценке тяжести работы субъективные критерии обладают неплохой точностью и четко коррелируют с объективными, поскольку в основе усталости лежит возникновение процесса торможения.
Признаки утомления школьника нестойкие и быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы.
Утомление представляет собой естественную реакцию на более или менее длительную или напряженную работу. Его не следует избегать, так как при этом пришлось бы отказаться от деятельности. Утомление не представляет опасности, так как изменения в функциональном состоянии организма исчезают после сна и достаточного отдыха. Если по тем или иным причинам (чрезмерная нагрузка, недостаточный отдых, болезнь) нормальные функции не восстанавливаются, у ребенка развивается переутомление, которое является процессом патологическим.
Переутомление — это кумулированное состояние утомления, признаки которого не ликвидируются ни при ежедневном, ни при еженедельном отдыхе.
Выраженные признаки переутомления:
резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности;
нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность);
стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония);
снижение факторов и патогенных микроорганизмов
Признаки переутомления не исчезают после кратковременного отдыха и даже ночного сна нормальной продолжительности. Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и нарушений регуляторных процессов в организме школьника необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях - комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики.
Чтобы деятельность не приводила к состоянию переутомления, а оказывала положительное влияние на рост и развитие ребенка, она должна нормироваться.
Гигиеническое нормирование деятельности должно основываться на обеспечении оптимального состояния организма в процессе обучения и воспитания, умственная или физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей. Вместе с тем деятельность должна выполнять развивающую, тренирующую роль, обеспечивать благоприятное развитие растущего организма.
Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня для школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной, востребуемой обществом личности.
Организация обучения детей и подростков в школах должна осуществляться в соответствии с основными гигиеническими требованиями (принципами), соблюдение которых продлевает период устойчивой работоспособности, отодвигает наступление утомления и предотвращает развитие переутомления.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Тема 6. Показатели физического развития детей и подростков, как один из критериев оценки их состояния здоровья
- Методика антропометрических измерений
- Оценка физического развития
- Методы оценки физического развития
- Тема 7. Утомление. Гигиенические требования по рациональной организации учебно-воспитательного процесса детей в школе
- 1. Снижение уровня работоспособности.
- 2. Ослабление внутреннего торможения.
- Гигиенические принципы организации обучения детей в школе:
- Изменение работоспособности учащихся в течение недели, в баллах (по м.Н. Шардокову)
- Деление предметов по трудности
- Гигиенические требования к максимальным величинам воздействия на школьника учебно-воспитательного процесса
- Практическая работа
- 1. Исследование уровня работоспособности в динамике.
- 2. Определение латентных периодов простых сенсомоторных реакций на световой и звуковой раздражители.
- Тема 8. Закаливание. Здоровый образ жизни. Гигиенически требования к организации режима труда, отдыха, питания с учетом биологических ритмов, социально-гигиеническое значение вредных привычек