5)Виды психического дизонтогенеза по Лебединскому.
Одной из первых научных технологий отклоняющегося развития можно считать классификацию, предложенную Л.С. Выготским.
В основе наиболее широко использующейся в настоящее время классификации видов психического дизонтогенеза, предложенной В.В. Лебединским, лежат представления отечественных и зарубежных ученых об основных направлениях несводимых друг к другу нарушениях психического развития человека:
• ретардация (задержанное развитие) — запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных его компонентов;
• дисфункция созревания связана с морфофункциональной возрастной незрелостью центральной нервной системы и взаимодействием незрелых структур и функций головного мозга с неблагоприятными факторами внешней среды;
• поврежденное развитие — изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структуры головного мозга;
• асинхрония (искаженное развитие) — диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функций, запаздывании или выраженном отставании других.
Классификация видов психического дизонтогенеза В.В. Лебединского.
Первая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу ретардации (задерживающегося развития) и дисфункцию созревания: общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость различной степени тяжести), задержанное развитие (задержка психического развития).Ко второй группе принадлежат отклонения по типу повреждения: поврежденное развитие (органическая деменция), дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний).К третьей группе дизонтогений относятся отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых нарушений: искаженное развитие (ранний детский аутизм), дисгармоническое развитие (психопатии).В последние годы появляется все больше детей со сложными недостатками в развитии, у которых имеется сочетание двух и более направлений отклоняющегося развития (слепоглухие дети, дети с недостатками отдельных анализаторных систем и т.п.), что дает основание выделять специфическую группу дизонтогений под названием «дети со сложными недостатками развития». Фактически сейчас можно говорить лишь о преобладании ведущей линии в дизонтогенезе ребенка.
- 1)Предмет, разделы и категории специальной психологии и коррекционной педагогики как наук, изучающих детей с нарушенным развитием.
- 2)Понятие нарушенным развития.
- 3) Причины отклонений и развитии и факторы их определяющие.
- 4)Модально-специфические и модально-неспецифические закономерности нарушенного развития. Первичный и вторичный дефекты.
- 5)Виды психического дизонтогенеза по Лебединскому.
- 6)Система психолого-педагогического изучения детей с нарушенным развитием.
- 7) Компенсация и коррекция как основные категории коррекционной педагогики и специальной психологии.
- 8) Депривационные феномены в условиях нарушенного развития.
- 9)Российская система специального (коррекционного)образования.
- 10)Система социальных институтов для оказания помощи детям и подросткам с различными отклонениями в развитии на современном этапе.
- 11)Правовые основы социальной защиты лицам ограниченными возможностями здоровья.
- 12) Социальная адаптация детей с нарушенным развитием.
- 13) Педагогическая интеграция детей с нарушенным развитием.
- 14)Семья, воспитывающая ребенка с нарушенным развитием.
- 15)Дети со стойкими нарушениями интеллектуального развития (олигофрения).Социальная адаптация детей и подростков с нарушениями интеллекта.