7) Компенсация и коррекция как основные категории коррекционной педагогики и специальной психологии.
Коррекция — это система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей.Коррекция – определяется как система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков. Коррекция может выступать как самостоятельное педагогическое явление, как специфические действия, направленные на частичное исправление недостатков или преодоление дефекта, в то же время коррекция может быть составной частью учебно–воспитательного процесса и выступать как целостное педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребенка.Коррекционно–развивающее обучение – это система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации. Основная задача данной работы – систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка, подготовку его к адекватному восприятию учебного материала.Компенсация — это замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма.Компенсация – это сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма. Компенсаторный процесс опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека.В процессе компенсации в организме ребенка происходит формирование новых динамических систем и условных связей, перестройка нарушенных или ослабленных функций .Компенсаторные возможности организма ребенка проявляются на фоне мобилизации резервных ресурсов, активизации защитных средств, сопротивления наступлению патологических процессов в организме. В то же время сопротивляемость дефекту, его компенсация усиливаются при активизации социальных факторов, действенной помощи ребенку со стороны педагогов, родителей.
- 1)Предмет, разделы и категории специальной психологии и коррекционной педагогики как наук, изучающих детей с нарушенным развитием.
- 2)Понятие нарушенным развития.
- 3) Причины отклонений и развитии и факторы их определяющие.
- 4)Модально-специфические и модально-неспецифические закономерности нарушенного развития. Первичный и вторичный дефекты.
- 5)Виды психического дизонтогенеза по Лебединскому.
- 6)Система психолого-педагогического изучения детей с нарушенным развитием.
- 7) Компенсация и коррекция как основные категории коррекционной педагогики и специальной психологии.
- 8) Депривационные феномены в условиях нарушенного развития.
- 9)Российская система специального (коррекционного)образования.
- 10)Система социальных институтов для оказания помощи детям и подросткам с различными отклонениями в развитии на современном этапе.
- 11)Правовые основы социальной защиты лицам ограниченными возможностями здоровья.
- 12) Социальная адаптация детей с нарушенным развитием.
- 13) Педагогическая интеграция детей с нарушенным развитием.
- 14)Семья, воспитывающая ребенка с нарушенным развитием.
- 15)Дети со стойкими нарушениями интеллектуального развития (олигофрения).Социальная адаптация детей и подростков с нарушениями интеллекта.