11)Правовые основы социальной защиты лицам ограниченными возможностями здоровья.
Права лиц с умственными и физическими недостатками в течение длительного времени являются предметом пристального внимания со стороны международного сообщества. К настоящему времени разработан и принят целый ряд документов Организации Объединенных Наций по этой проблеме:
Всеобщая декларация прав человека;
Декларация о правах инвалидов;
Декларация о правах умственно отсталых лиц;
Конвенция о правах ребенка;
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.
В соответствии с принципами и целями, провозглашенными Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека, люди с ограниченными возможностями любой категории могут не только осуществлять весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав, закрепленных в этих и других документах, но и пользоваться признанным за ними правом осуществлять их на равных условиях с другими людьми.
Среди этих документов Всеобщая декларация прав человека явилась отправным пунктом для разработки многих других документов по этой проблеме. Было обращено особое внимание на необходимость обеспечения защиты детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями.
Генеральная Ассамблея ООН 20 ноября 1989 г. приняла Конвенцию о правах ребенка - «великую хартию вольностей для детей, мировую конституцию прав ребенка». Главная цель Конвенции - максимальная защита интересов ребенка. Ее положения сводятся к четырем важнейшим требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Статья 23 посвящена детям с ограниченными возможностями, а также подтверждению права «неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка на достойную жизнь в обществе». Пункт 3 этой статьи предусматривает приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности.
Не менее значимой является Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1975 г. Она провозглашает равенство гражданских и политических прав лиц с ограниченными возможностями. Кроме того, они должны пользоваться особыми правами в предоставлении им специальных услуг, которые позволили бы этим лицам достигать максимального проявления своих возможностей и ускоряли бы процесс их интеграции в общество.
Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц (1971) направлена на коренное изменение отношения общества к этой категории населения. Этот документ провозглашает, что умственно отсталый человек имеет неотъемлемое право на признание его человеческого достоинства. Настоящее и будущее этих людей должно быть основано на соблюдении обществом тех же самых прав человека, которые принадлежат и всем людям. Содержание основных международных документов, касающихся прав лиц с ограниченными возможностями, позволяет сделать следующие выводы:1. Принцип равенства прав, отраженный во всех рассматриваемых документах, предоставляет лицам с ограниченными возможностями те же права, что и всем людям.
2. Лица с ограниченными возможностями являются обладателями особых прав, например, право неслышащего человека пользоваться услугами переводчика во время судебного процесса.
3. Особые права лиц с ограниченными возможностями представлены не в одном, а во многих правовых документах.
Законодательная политика в Российской Федерации направлена на то, чтобы постепенно привести существующие в стране законодательные акты в соответствие с международными, поэтому в течение 90-х гг. XX в. были приняты меры по ратификации и реализации ряда международных документов.
Основным правовым актом в нашей стране является принятая в декабре 1993 г. Конституция Российской Федерации.
В главе «Права человека» Конституции закреплены отвечающие духу и букве международных договоров и соглашений, заключенных Россией, демократические и подлинно гуманистические положения, призванные обеспечить защиту прав всех слоев населения. Однако социальное равенство, равноправие, закрепленное в Конституции, еще не является фактическим равенством в силу естественного различия между людьми. Например, человек, имеющий ограниченные возможности в реализации своих способностей по причине болезни или недостатка развития, находится в неравных условиях со здоровым человеком. Поэтому создаваемые на основе Конституции другие законы предусматривают определенные правовые льготы отдельным категориям граждан. Назначение этих законов - обеспечение социальной справедливости в общественной жизни. Льготы - это преимущества, устанав-"ливаемые законом в виде дополнительных прав, предоставляемых определенным категориям граждан, или освобождение их от определенных обязанностей.
Принципиально важными законотворческими решениями в области защиты прав человека в Российской Федерации являются следующие.
- 1)Предмет, разделы и категории специальной психологии и коррекционной педагогики как наук, изучающих детей с нарушенным развитием.
- 2)Понятие нарушенным развития.
- 3) Причины отклонений и развитии и факторы их определяющие.
- 4)Модально-специфические и модально-неспецифические закономерности нарушенного развития. Первичный и вторичный дефекты.
- 5)Виды психического дизонтогенеза по Лебединскому.
- 6)Система психолого-педагогического изучения детей с нарушенным развитием.
- 7) Компенсация и коррекция как основные категории коррекционной педагогики и специальной психологии.
- 8) Депривационные феномены в условиях нарушенного развития.
- 9)Российская система специального (коррекционного)образования.
- 10)Система социальных институтов для оказания помощи детям и подросткам с различными отклонениями в развитии на современном этапе.
- 11)Правовые основы социальной защиты лицам ограниченными возможностями здоровья.
- 12) Социальная адаптация детей с нарушенным развитием.
- 13) Педагогическая интеграция детей с нарушенным развитием.
- 14)Семья, воспитывающая ребенка с нарушенным развитием.
- 15)Дети со стойкими нарушениями интеллектуального развития (олигофрения).Социальная адаптация детей и подростков с нарушениями интеллекта.