logo
МЕТОДИЧКА ЕГЭ

6.1. Формы психологической поддержки выпускников группы риска

Типологию выпускников группы риска, как правило, составляют старшеклассники, характеризующиеся неуверенностью, перфекционизмом, застреванием аудиальной и кинестетической модальностью и тревожностью (Чибисова М.Ю., 2009).

Неуверенные дети характеризуются тем, что они не умеют опираться на собственное мнение, и склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети не могут самостоятельно проверить качество своей работы: они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают за­труднения при необходимости самостоятельного выбора стра­тегии решения. В подобной ситуации они обычно обращаются за помощью к одноклассникам или родителям (особенно при вы­полнении домашнего задания). Такие дети списывают не пото­му, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильнос­ти своих знаний и решений. В поведенческом плане им часто присущ конформизм, они не умеют отстаивать собственную точ­ку зрения. Неуверенные дети часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.

Базовые затруднения неуверенных детей в ходе экзаменов сводятся к тому, что им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоя­тельное решение. При сдаче Единого государственного экза­мена подобные дети испытывают дополнительные сложности, поскольку принципиальное значение имеет самостоятельный выбор стратегии деятельности, а эта задача для неуверенных детей крайне сложна.

Формы психологической поддержки в процессе подготовки к ЕГЭ заключаются в том, чтобы неуверенный ре­бенок получил положительный опыт принятия другими людь­ми его личного выбора. При работе с такими детьми необходи­мо воздерживаться от советов и рекомендаций (например: «Сна­чала реши простые задания, а потом переходи к сложным»). Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождать­ся, когда он примет решение («Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?»).

Специфика психологической поддержки неуверенных школьников во время пробного экзамена может выражаться в различных несложных словесных воздействиях, способству­ющими созданию ситуации успеха: «Я уверен, у тебя все по­лучится», «Ты обязательно справишься». Если ребенок никак не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: «Ты не знаешь, как начать? Как вы­полнять следующее задание?» — и предложить ему альтерна­тиву. «Ты можешь начать с простых заданий или сначала про­смотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?» Ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько». Это только усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания.

Рекомендации учителям и родителям. Очень важно разви­вать у неуверенного ребенка навык самостоятельной оценки своей работы. Например, полезно спрашивать его: «А что тебе самому понравилось в твоей работе?» Если ребенку трудно ответить на подобный вопрос, можно предложить ему оце­нить работу по нескольким критериям: по точности, скорос­ти и т.д.

Не стоит торопиться предлагать ребенку готовое решение или ответ. Напротив, лучше сначала поинтересоваться его мне­нием.