6.1. Формы психологической поддержки выпускников группы риска
Типологию выпускников группы риска, как правило, составляют старшеклассники, характеризующиеся неуверенностью, перфекционизмом, застреванием аудиальной и кинестетической модальностью и тревожностью (Чибисова М.Ю., 2009).
Неуверенные дети характеризуются тем, что они не умеют опираться на собственное мнение, и склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети не могут самостоятельно проверить качество своей работы: они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. В подобной ситуации они обычно обращаются за помощью к одноклассникам или родителям (особенно при выполнении домашнего задания). Такие дети списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений. В поведенческом плане им часто присущ конформизм, они не умеют отстаивать собственную точку зрения. Неуверенные дети часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.
Базовые затруднения неуверенных детей в ходе экзаменов сводятся к тому, что им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение. При сдаче Единого государственного экзамена подобные дети испытывают дополнительные сложности, поскольку принципиальное значение имеет самостоятельный выбор стратегии деятельности, а эта задача для неуверенных детей крайне сложна.
Формы психологической поддержки в процессе подготовки к ЕГЭ заключаются в том, чтобы неуверенный ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций (например: «Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным»). Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение («Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?»).
Специфика психологической поддержки неуверенных школьников во время пробного экзамена может выражаться в различных несложных словесных воздействиях, способствующими созданию ситуации успеха: «Я уверен, у тебя все получится», «Ты обязательно справишься». Если ребенок никак не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: «Ты не знаешь, как начать? Как выполнять следующее задание?» — и предложить ему альтернативу. «Ты можешь начать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?» Ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько». Это только усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания.
Рекомендации учителям и родителям. Очень важно развивать у неуверенного ребенка навык самостоятельной оценки своей работы. Например, полезно спрашивать его: «А что тебе самому понравилось в твоей работе?» Если ребенку трудно ответить на подобный вопрос, можно предложить ему оценить работу по нескольким критериям: по точности, скорости и т.д.
Не стоит торопиться предлагать ребенку готовое решение или ответ. Напротив, лучше сначала поинтересоваться его мнением.
- Содержание
- 1.1. Интегральная оценка егэ (модифицированный вариант н.П. Фетискина)
- 1. Какие достоинства характерны для егэ:
- 2. Какие недостатки и негативные следствия нынешней модели егэ вы признаете и (или) считаете наиболее существенными?
- 3. Какие предложения по изменению структуры и содержания экзаменов Вы поддерживаете?
- 4.Какие предложения по обязательности-добровольности и срокам экзаменов Вы поддерживаете?
- 5. Какие Вы поддерживаете предложения по изменению процедуры проведения экзаменов (места, времени и порядка) с целью обеспечения больших гарантий равенства условий и честного выполнения заданий?
- 6. Как, по Вашему мнению, надо улучшить процедуру обработки бланков ответов егэ?
- 7. Какие предложения Вы поддерживаете по совершенствованию процедуры шкалирования, или, иными словами, процедуре получения балла на итоговой шкале егэ (балла свидетельства) ?
- 8. Какие изменения должны быть внесены в порядок учета результатов егэ при приеме в вузы?
- 9. Базовая направленность деятельности апелляционных комиссий:
- 11. Перспективы реализации егэ в России
- 1.2. Самооценка уровня психологической готовности к егэ (модифицированный вариант н.П. Фетискина)
- 1.3. Полипараметрическая оценка психологической компетентности о егэ (модифицированный вариант н.П. Фетискина)
- 1.4. Ретроспективная самооценка восприятия и оценки сдачи егэ
- Оценка результатов исследования
- Раздел II. Оценка эмоциональных ресурсов при подготовке и сдаче егэ
- 2.1. Типологическая самооценка личностной тревожности (а.М. Прихожан)
- Ситуация и оценки
- Обработка и интерпретация данных.
- 2.2. Шкала ситуативной тревожности (ч. Д. Спилбергер, ю.Л. Ханин)
- 2.3. Шкала личности тревожности (ч. Д. Спилбергер, ю.Л. Ханин)
- Интерпретация результатов
- 2.4. Самооценка стрессоустойчивости (с. Коухен, г. Виллиансон)
- 2.5. Самооценка уровня эмоциональной чувствительности
- Обработка и интерпретация данных
- 2.6. Потенциалы стрессогенности и возможности их снижения при даче егэ.
- Обработка и интерпретация результатов
- Раздел III. Диагностика когнитивных потенциалов при подготовке к егэ
- 3.1. Оценка доминирующего учебного стиля деятельности
- Самооценка деятельностной автономности учащихся Опросник
- 3.2. Типологическая самооценка интеллекта (структура интеллекта в контексте теории Говарда Гарднера)
- Характеристики типов интеллекта
- 3.3. Определение ведущего типа сенсорной модальности
- 3.4. Самооценка уровня ригидности-лабильности (по Брангельману)
- Раздел IV. Исследование личностно-деятельностных барьеров при подготовке к егэ
- 4.1. Эмоционально-деятельностные барьеры при подготовке к егэ (модифицированный вариант н.П. Фетискина)
- II. Эмоциональные переживания и их причины
- III. Поведенческие ориентации
- 4.2.Комплексная оценка барьеров при подготовке к егэ
- 4.3. Рефлексивная самооценка модальности жизненного опыта
- 4.4. Диагностика видов боязней допуска ошибок при подготовке к егэ по русскому языку и литературе
- 4.5. Оценка типологических потенциалов риска в школьных группах
- Раздел V. Диагностика стилей стрессосовладающего поведения у выпускников при подготовке к егэ Методики оценки стратегий стрессосовладающего поведения
- 5.1. Диагностика предпочитаемых копинг-стратегий
- (Э. Хейм, в адаптации л.И. Вассермана)
- Адаптивные варианты копинг-поведения
- 5.2. Изучение стратегий преодоления жизненных проблем (д. Амирхан, в модификации а.Г. Грецова)
- Текст опросника При возникновении проблемы я:
- 5.3. Диагностика копинг-поведения в стрессовых ситуациях (н. С.Эндлер, д.А.Паркер в адаптации т.Л. Крюковой)
- Обработка и интерпретация результатов
- 5.4. Диагностика стратегий преодоления стрессовых ситуаций (sacs) (с. Хобфолл, адаптированный н.Е. Водопьяновой и е.С. Старченковой) Назначение.
- Опросник
- Раздел VI. Специфика психологического сопровождения подготовки выпускников к егэ.
- 6.1. Формы психологической поддержки выпускников группы риска
- 6.1.2. Специфика психологической поддержки перфекционистам и «отличникам»
- Формы психологической поддержки для выпускников с различным уровнем тревожности
- 6.2. Тренинговые формы поддержки по подготовке к егэ
- Часть 2 состоит из 10 заданий, на которые надо дать собственный краткий ответ. Свой ответ запишите в бланке ответов в соответствии с номером задания (в1—в10).
- Часть 3 состоит из 4 заданий. В заданиях с1—с4 вы даете письменно прямой развернутый ответ на вопрос.
- Часть 1
- Часть 2
- Часть 3
- Подготовка и сдача егэ
- 156961 Г. Кострома, ул. 1 Мая, д.14.