Первое полугодие
Упражнения для развития тонкой моторики рук. Упражнения на формирование и закрепление усвоенных учащимися навыков выполнения двигательных программ, включающих последовательно организованные движения.
Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук учащихся по образцу, данному учителем, и по его словесной инструкции.
Упражнения на развитие кинетической основы движений пальцев рук учащихся в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса.
Упражнения на развитие произвольной регуляции моторики рук с помощью статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук.
«Рисуночное письмо». Создание вместе с учащимися лепных поделок: полых форм (глубокая миска, стакан, чашка) по образцу. Например: выполнение углубления в целом куске глины (пластилина, пата); загибание краев у расплющенного куска; сглаживание поверхности изделия. Совместное с учащимися раскрашивание лепных изделий и использование их на выставках и в ситуационных играх, например «Магазин сувениров».
Выполнение учащимися с помощью учителя узоров в круге и в полоске, перенос симметричного узора с одной стороны на другую, выбор необходимых для аппликации элементов из предложенных, среди которых есть «лишние».
Упражнения в рисовании пятен и линий под музыку, передавая ее темп, настроение и т. п.
Рисование по трафаретам, по точкам-ориентирам и самостоятельно (с незначительной помощью учителя) простых натюрмортов с натуры. Рисование предваряется и сопровождается чтением литературных и слушанием музыкальных произведений.
Ознакомление учащихся с приемами рисования углем, сангиной.
Жестово-образные игры. Игровые этюды для развития движений мимической мускулатуры, выполняемые учащимися перед зеркалом по образцу, предлагаемому учителем, и по его словесной инструкции. (Интеграция с логопедическими занятиями.)
Упражнения с использованием воображаемых движений (пантомимы и игры-пантомимы): «Альпинисты поднимаются в горы», «Ветер, ветер», «Космические гости», «Куклы», «Падающие листья», «Пламя», «Под дождиком», «Путешественники идут по пустыне», «Разные ветры», «Солнечные зайчики», «Солнце в разное время года», «Солнце и луна», «Человек ориентируется по солнцу, по звездам» и др.
«Письменные упражнения». «Письмо» букв по трафаретам (размер букв — 1-3 см). Задание предлагается, исходя из индивидуальных возможностей учащихся.
Упражнения в написании букв и слов по контурным линиям (точкам).
Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги.
Запись своего имени (фамилии) по контурным ориентирам и самостоятельно. Подписывание открыток, в которых текст может быть написан учителем или учеником (с помощью учителя).
Запись учителем и учащимися (исходя из их возможностей) числа и названия месяца, даты рождения. Ежедневные упражнения учащихся в выборе карточек с числами и названием месяца. Запись числа и названия месяца по точкам в тетради, на доске. Списывание их с образца.
Уточнение усвоения учащимися знаний о дне, месяце и годе рождения и их запись. (Интеграция с уроками «Математические представления и конструирование».)
Списывание (записывание) учителем вместе с учащимися значимой для учащихся информации о режиме дня, о времени какого-либо события, телефонов специальных служб.
- Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
- Введение
- Учебный план пояснительная записка к учебным предметам Общие положения
- Первое полугодие
- Первое полугодие
- Второе полугодие
- Первое полугодие
- Математические представления и конструирование Первое полугодие
- Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (обж)
- Альтернативное чтение Первое полугодие
- Второе полугодие
- Первое полугодие
- Второе полугодие
- Первое полугодие
- Второе полугодие
- Первое полугодие
- Второе полугодие
- Первое полугодие
- Второе полугодие
- Предметно-развивающая образовательная среда
- Примерный бланк регистрации содержания актуального опыта учащегося
- Профиль развития учащегося с умеренной или тяжелой умственной отсталостью
- Список рекомендуемой литературы для методического обеспечения учебных предметов