logo
Латушкина

2.1 Музыкальные возможности компьютера

Не так давно звуковые возможности компьютеров, в особенности персональных, были сильно ограничены. Никто, кроме работавших на больших машина экспериментаторов, и не помышлял о музыке, созданной с помощью компьютера. Звук использовался как сигнал оповещения, например, при какой-либо ошибке системы или при завершении компьютером долгих подсчетов. Весьма показательно, что в большинстве версий языков программирования высокого уровня, как правило, не предусматривалось каких-либо возможностей для управления звуком.

С появлением звуковых карт компьютер обрел способность звучать в полной мере. Появилась возможность записывать и воспроизводить любые звуковые фрагменты, работать с MIDI-последовательностями. Даже пользователи, не увлекающиеся музыкой, используют звуковую карту для игр и озвучивания различных событий Windows.

Наличие звуковой карты в компьютере сегодня уже, конечно, не является пред­метом роскоши или излишеством. Но самое главное, что с появлением профес­сиональных и полупрофессиональных звуковых карт (а также цифровых ин­терфейсов) компьютер превратился в универсальную музыкальную рабочую станцию, на которой возможно создание музыкальных произведений, нотный набор и многое другое.

Попытаемся обобщить некоторые основные направления деятельности музыкантов, в которых компьютер последнее время играет все большую роль. Прежде всего, это нотно-издательская деятельность, подготовка цифровых фонограммами (и видеоклипов), реставрация старых записей, звукорежиссерская работа, здание аранжировок и оригинальных композиций с использованием программы секвенсеров, синтез звука и электронная музыка, интерактивные исполнительские системы, системы алгоритмической музыки, системы управления партитурой в реальном времени, создание и использование музыковедческих баз данных, обучение в музыкальных школах и училищах и т. п.

Разумеется, отдельно взятый музыкант никогда не использует все перечисленное выше, а ограничивается тем, что так или иначе близко к его специализации. Многие композиторы, например, пользуются компьютером в основном для набора нот, а также для создания ненотируемых электронных композиций. Кроме того, возможности музыкального программного обеспечения сейчас стремительно расширяются, так что приходится следить за новостями на этом фронте, чтобы не пропустить появления того, чего не хватает именно сейчас.

Компьютерный метод нотного издания несравним с возможностями недавнего прошлого. Наборщик нотного издательства сидит за монитором, мышкой пощелкивает. Композитор вместо перерисовывания своей музыки только на клавиши жмет. Все ошибки, опечатки он может на слух проверить, проиграв написанное на компьютере. С появлением компьютерных технологий композитор получил возможность создавать и использовать (при наличии необходимого ПО) звук любого тембра. Современные технологии снимают все принципиальные тембровые ограни­чения; ограничивающими факторами теперь могут быть только возможности того или иного ПО, умение композитора ими пользоваться, ну и, конечно, его творческая фантазия.

При создании музыкальных композиций с помощью компьютера композитор в простейшем случае имеет в своем распоряжении набор тембров, предоставляе­мый звуковой картой и/или внешним звуковым модулем. Как правило, звуко­вая карта содержит не менее одного «банка» (инструментального набора) из 128 тембров, а довольно часто количество таких «банков» возрастает до 5-7 и даже более. Если композитору не хватает этих тембров, он может выбрать «экстенсивный метод развития»: увеличивать количество инструментов и зву­ковых карт, загружать в существующие инструменты новые звуки и банки звуков и т. д.

По сути, в этом еще нет ничего принципиально нового. Гораздо интереснее то, что композитор может редактировать имеющиеся у него тембры, изменяя их спектральный состав, а также синтезировать «с нуля» совершенно новые. Таким образом, сейчас можно сочинить тембр, и показательно, что тембр в наше время начинает играть все большую роль в качестве выразительного средства. Очевидно, что чем сложнее тембр отдельно взятого звука, тем менее существен­на роль высотной и ритмической компоновки самих звуков. При этом понятие «звук» отделяется от понятия «ноты» как таковой и начинает жить собствен­ной жизнью. Причем изменяющийся во времени звуковой спектр может стать настолько сложным, что для целой музыкальной композиции будет вполне до­статочно взятия одной «ноты» — звука с очень сложным спектром. Собственно говоря, изобретение и использование электронных музыкальных инструментов, на которых можно было извлечь новые, непривычные тембры.

Рассмотрим самый общий случай сведения восьмидорожечной фонограммы. Допустим, что на каждой дорожке имеется сыгранная от начала до конца партия и не требуется никаких «вписок» и специальных методов коррекции. Даже в этом случае звукорежиссер, работающий традиционными методами, для гибко­го контроля над фонограммой должен был бы иметь восемь рук только для регулировки баланса громкости, а ведь еще есть регулировка стереопанорамы, уровня эффектов и т. п.

Компьютерная же система как бы дает ему и необходимое количество рук, и возможность воспроизводить необходимые регулировки с очень высокой точностью как по времени, так и по звуковым параметрам, с помощью простого рисования огибающих, по одной для каждого параметра на каждой дорожке. К сожалению, разработчики некоторых компьютерных систем многоканального сведения пренебрегают возможностью введения таких огибающих для уровня посыла на эффекты и возврата. Конечно, для просчета огибающих в реальном времени потребовались бы очень мощные аппаратные средства. Но, во-первых, они все равно выигрывали бы по соотношению цена/качество у традиционных систем, которые тоже весьма недешевы. А во-вторых, в большинстве случаев достаточно, было бы просчитать огибающую на отдельно взятой дорожке в не­реальном времени — это несколько замедлило бы работу, но результат все рав­но оправдал бы себя.

Нельзя не упомянуть о тех широких возможностях, которые компьютер предоставляет музыковедам. Во-первых, это ведение музыковедческих баз данных, которые позволяют лег­ко ориентироваться в океане накопленной информации. Вместо «перерывания» многочисленных бумажек, карточек и тетрадей с записями и пометками музы­коведу, правильно организовавшему свою работу, теперь достаточно нажать кнопку поиска или, в более сложном случае, сформировать запрос по имею­щимся таблицам данных. В любом случае это позволяет сохранить массу вре­мени (а зачастую и нервов).

Во-вторых, музыковеду часто может помочь автоматический перевод иноязыч­ных материалов. Встречаются, конечно, музыковеды-полиглоты, которые до появления систем автоматического перевода имели, кстати, огромное преиму­щество перед остальными, ибо могли очень быстро просматривать большое ко­личество материалов, написанных не только на родном языке, — им эта функ­ция компьютера вряд ли поможет. Но для остальных это, как правило, очень полезно.

Но самое главное — доступ к ресурсам сети Интернет. Вместо «кросса по биб­лиотекам» теперь возможно практически все необходимые материалы найти в Интернете, не выходя из дома. Правда, для эффективного использования ре­сурсов Интернета нужно уметь правильно и быстро ориентироваться в этой Сети. Но научиться этому не так уж сложно, а в результате можно получить очень большой выигрыш в эффективности и скорости работы, не говоря уже о време­ни и силах, затраченных на поездки по библиотекам и книжным магазинам. По тематике навигации в Интернете сейчас можно приобрести очень много хоро­ших материалов, да и в самом Интернете они, разумеется, есть

Музыкальное образование относится не столько к музыкальным возможностям компьютера, сколько к области педагогики. Однако умение педагога-музыканта применять новые информационные технологии в своей профессии скоро, очевидно, станет совершенно необходимым. Компьютер с успехом поможет педагогу в выполнении рутинных операций (например, проигрывание музыкального диктанта и его проверка), позволит увлечь ученика яркими игровыми формами взаимодействия, которые могут быть легко вновь достигнуты при разработке соответствующих приложений.

Причем педагог может разработать такие приложения сам, учитывая специфику своей методики преподавания, так как для этого не требуется каких-либо глубинных знаний системного программирования. Достаточно хотя бы немного владеть мультимедийными средствами разработки типа Macromedia Director или такими простыми стандартными средствами, как HTML и Java Script. Кстати, в последнем случае становится возможным организовать интерактивное обучение через Интернет вместо традиционных занятий в музыкальной школе. Не ис­ключая, что такого поворота событий вполне можно ожидать в самом ближай­шем будущем, и не только в сфере музыкального образования. Сре­ди музыкантов бытует мнение, что «компьютер — это что-то очень сложное и непонятное», а для работы с ним «необходимо программировать и вообще пи­сать много цифр и команд на непонятном языке». Все это — исключительно предрассудки. Конечно, строго говоря, звук «портит» любая звукозапись, в том числе и компьютерная, но магнитофонная пленка «портит» его гораздо сильнее. На самом деле звук, разумеется, ничего не теряет и терять не может.

Компьютерные системы предоставляют музыканту гораздо большие возможно­сти и удобство управления, чем традиционные средства, и поэтому позволяют за меньшее время достичь лучшего результата. В графу «против» поставить практически нечего (ну, разве что старые привычки и другие психологические факторы). Обострилось внимание к человеческой лич­ности и стремление к ее разностороннему развитию. Музыкально-эстетическое воспитание оказалось универсальным средством пре­одоления социокультурных проблем и противоречий XX в., по­зволяющим достичь внутреннего духовного равновесия человечес­кой личности. Воспитательный потенциал музыкального искусст­ва обеспечивает формирование личности нового типа, которой свойственна художественно-эстетическая и социальная активность. Эта тенденция отражает фундаментальные преобразования в со­циокультурном развитии общества в целом. Музыкальное воспи­тание является средством активизации духовного потенциала лич­ности, компенсирующим недостаток его проявления в других об­ластях духовной жизни, — это универсальное средство духовного развития человека.

Все музыкальные программы условно разделяют на программы для работы с MIDI (секвенсеры), звуковые программы, программы сведения, звукового син­теза, нотного набора, а также некоторые оригинальные программы специаль­ного назначения.

Рассмотрим работу с секвенсерами на примере профессиональной программы Cubase, версия Cubase Audio XT 3.05. Для облегчения работы пользователей с программой в основном ее окне исполь­зуется аналогия с многоканальным магнитофоном. В верхней части вы увидите отдельные дорожки (tracks), на которые будет записываться информация. Эта информация оформляется в виде отдельных партий (parts). А в нижней части экрана расположена панель управления, на которой находятся привычные кноп­ки управления магнитофоном: стоп, пуск, запись, перемотка (рис. 7.1). Здесь же находится много других полезных деталей, например, в правой части пане­ли расположены индикаторы in и out, которые «загораются» при поступлении MIDI-сигнала. Предположим (в большинстве случаев так и бывает), что у вас только один источник записи, MIDI-клавиатура. Запи­сывать надо на каждую дорожку по очереди. Щелчком мыши выделите ту дорожку, на которую будет осуществляться запись (если у вас в окне нет ни одной дорожки, создайте ее путем нажатия на Ctrl+T). Убедитесь, что выбран­ная дорожка имеет тип «MIDI-дорожка». Но прежде чем приступить к записи, учтите еще один момент.

В программе Cubase используются понятия так называемых «локаторов», вы­полняющих различные функции. Этих локаторов два — «левый» и «правый».Надо знать, что если вы нажимаете кнопку «запись», находясь в режиме остано­ва, то запись начнется от места, обозначенного левым локатором. Положения локаторов указаны графически в правой части основного окна, а также цифра­ми в левой части панели управления (Left Locator, Right Locator). Для того чтобы начать запись «сначала», то есть с первого такта, надо установите левый локатор в положение 0001.01.000, что означает «первый такт, первая доля, нулевой тик». «Тик» — это в данном случае внутренняя единица измерения всех длительностей, «наименьшая возможная длительность». Каж­дая четвертная нота здесь может быть разделена на 384 тика (в старых версиях программы для Atari — на 192 тика), что более чем достаточно для адекватной передачи любых неровностей исполнения, если это требуется.

В программе Cubase любые цифровые поля (в том числе и поля значений локаторов) менять очень просто: щелчок в этом поле левой кнопкой мыши уменьшает значение, а правой — увеличивает. Если держать какую-либо из кнопок мыши, значение будет автоматически возрастать/умень­шаться, а если при этом нажать клавишу Shift, то можно «ускорить процесс» — значение будет изменяться в 10 раз быстрее. Кроме того, двойной щелчок мыши в цифровом поле открывает его для ввода с клавиатуры. Причем в значениях локаторов (а также «текущей позиции») «дробные» части можно не вводить: так, для установки значения 0003.02.000 (третий такт, вторая доля) можно ввести только 3.2 и нажать Enter, а для установки 0001.01.000 достаточно ввести 1 и нажать на Enter. Есть и другие способы установки локаторов.

Итак, левый локатор установлен, MIDI-дорожка выбрана, можно начинать запись. Например, мы записываем отрывок для фортепиано, флейты и кларнета на звуковой карте, поддерживающей General MIDI. Нужно обратить внимание на самую левую широкую колонку Track Info, показываю­щую информацию о выбранной дорожке. Здесь в окошке Prg можно выбрать первоначальный тембр дорожки, а в окошке Volume — его первоначальную громкость2. Если у вас корректно установлен драйвер General MIDI, то, нажав любую из кнопок мыши на окошке Prg, есть список GM-инструментов, сгруппированных по восьмеркам. Для записи фортепианной партии нужно выбрать из списка Piano > Grand Piano. Первона­чальную громкость в окошке Volume установить средней, например, 80 (максимальное значение громкости равно 127).

Затем в правой части панели управления нужно установить нужный музыкальный размер и темп (два окошка над кнопкой Master). Размер устанавлива­ется в обычном формате, например, 3/4, 6/8, 2/2 и пр. Темп также устанав­ливается в стандартных единицах «количество долей в секунду» (как принято в указаниях метронома Менцеля). При этом нужно проследить, чтобы кнопка Master находилась в «ненажатом» состоянии. Для того чтобы легче было сыграть отрывок ровно, следует оставить в на­жатом состоянии кнопку Click на панели управления. В этом случае метроном будет «отбивать» вам каждую долю такта. Для того чтобы быстро, «на ходу» включить или выключить кнопку Click, можно просто нажимать клавишу С.

Дальше следует нажимать кнопку «запись» или клавишу «*» на цифровой клавиатуре. Компьютер отсчитывает 2 пустых такта, и надо начинать играть. Сыграв отрывок до конца, необходимо нажать клавишу «пробел» (или кнопку «стоп» на панели управления). При этом на выбранной дорожке появится «партия» соот­ветствующей длины. Кстати, количество пустых тактов, а также «тембр» метронома и другие его настройки можно задать в диалоговом окне свойств метронома, которое открывается, если выбрать из меню Options пункт Metronome.

Для того чтобы прослушать сыгранное, еще раз нажать на пробел («стоп»), при этом текущая позиция вернется к левому локатору. Отключив кнопку Click, надо нажать на Enter цифровой клавиатуры (или на кнопку «пуск» панели управ­ления). Для быстрого перемещения по записанному отрывку используют кноп­ки «перемотка» на панели управления или клавишами Page Up/Page Down.

Программа Cubase даже после открытия файла на следующий день помнит, как были сыграны ноты вначале, до выравнивания, так что «в случае чего» у всегда есть возможность вернуться к первоначальному варианту для определенной группы нот.

При выравнивании главное — выбрать правильный параметр. Cubase позволяет применять выравнивание к сколь угодно малой группе нот. Но пока что применим его «по-крупному», к целой партии.

В основном окне параметр для выравнивания находится в верхней части окна, в маленьком окошке Quantize. Этот параметр означает минимальную длительность, до которой будут выровнены все имеющиеся. Например, если ноты находятся на позициях 0001.01.022, 0001.01.381 и 0001.03.041, то после вырав­нивания «до четвертей» (параметр «4») ноты сдвинутся на позиции 0001.01.000, 0001.02.000 и 0001.03.000, то есть из «неровных» четвертей мы получим ров­ные. Однако если в музыке будут изначально более мелкие длительнос­ти, то выравнивание «до четвертей» приведет к полной абракадабре. Так что при выборе параметра для выравнивания нужно ставить его равным самой мелкой дли­тельности в партии.

В выпадающем меню выбора параметра цифры от 1 до 64 (средняя колонка) означают длительности от целой до 64-й, цифры с буквой Т — триольные дли­тельности, а цифры с точкой (правая колонка) — пунктирный ритм. При выборе параметра с записанной музыкой еще ничего не происходит, для выравнивания надо дать соответствующую команду.

Это команда Note On Quantize из меню Functions. Ее исполнения можно добиться, просто нажав клавишу W.

Перед тем как давать команду выравнивания, надо посмотреть, к чему она бу­дет применена. В основном окне любая команда применяется к выделенным партиям. Так что если выбран параметр для выравнивания, то надо выделить записанную партию, нажать клавишу W. А теперь вновь прослушать записанное.

Если записанный музыкальный материал был ритмически прост и правильно выбран параметр для выравнивания, то можно услышать четкое, ровное исполнение. В более сложных случаях можно применять выравнивание к каж­дой группе нот в отдельности.

Для того чтобы записать вторую партию поверх первой, нужно выбрать мышью (или с помощью стрелок вверх-вниз) другую дорожку. Убедиться, что эта дорожка выходит на другой MIDI-канал, иначе тембры и другие параметры на этих дорожках будут совпадать. Для записи партии флейты установить в окошке Prg соответствующий тембр GM (Pipes > Flute) или число 74. Затем нажать кноп­ку «запись» или клавишу «*» на цифровой клавиатуре и повторите процесс записи и выравнивания.

Запись MIDI-информации происходит всегда на выделенную до­рожку, даже если в правой части основного окна выделены какие-либо партии на других дорожках. Если на выделенной MIDI-дорожек еще ничего не записа­но, запись производится «на пустое место».

Нужно обратить внимание на кнопочку Rec Mode, находящуюся слева на панели уп­равления. Если она находится в нажатом состоянии и надпись на ней гласит «Overdub», то новая MIDI-информация будет записываться «поверх» уже име­ющейся. А если кнопочка отжата и написано на ней Replace, — это означает, что новая MIDI-информация будет заменять собой старую, как это происходит при записи на магнитофон.

Поскольку программа Cubase позволяет очень быстро и эффективно работать с материалом, рекомендуется использовать для работы с MIDI именно ее. Однако существует большое количество программ-секвенсеров, и, разумеется, каждый пользователь волен выбрать ту, которая ему больше «по душе».

Все программы-секвенсеры позволяют осуществлять три вещи: записывать MIDI-последовательности, воспроизводить их и редактировать. Большинство подоб­ных программ с первыми двумя задачами справляются одинаково хорошо. Есть, правда, и исключения, как плохие, так и хорошие. Например, хорошим исклю­чением является описанная выше возможность программы Cubase осуществлять запись MIDI-материала одновременно с нескольких источников. А вот третья задача — удобное и функциональное редактирование — в основном и опреде­ляет класс секвенсерной программы.

Следует начинать освоение компьютерной музыкальной культу­ры традиционным способом: от простого к сложному. Лучший выбор для этого — программы Cubasis VST и Cubasis Notation - "облегченные версии" профессиональных программ фирмы Steinberg: Cubase VST и Cubase Score.

Эти программы имеют следующие преимущества для на­чинающих компьютерных музыкантов:

они очень просты в освоении;

позволяют получить качественный результат;

обладают основными достоинствами профессиональных версий (Cubase VST и Cubase Score);

освоив в них базовые принципы работы, можно легко переходить на но­вый уровень освоения программ системы Cubase.

Эти программы различаются по возможностям, размеру и, разумеется, по цене. Прежде всего, большую популярность завоевала программа Cakewalk, в последних версиях именуемая Cakewalk Pro Audio. Эту про грамму выпускает компания TwelveTone Systems. Но установка этого пакета сильно влияет на работ Windows в целом. Бывали случаи полной потери работоспособности Window после попытки установки Cakewalk Pro Audio версии 8.0. Однако эта программа имеет и ряд достоинств. У нее довольно приятный пользовательский интерфейс, который, начиная с версии 4.0, внешне напоминает Cubase.. Здесь, как и в Cubase, имеются нотный, клавишный редакторы и редактор-спи­сок, а также отдельный редактор для манипуляций с контроллерами. К досто­инствам программы можно отнести возможность трансляции звуковой инфор­мации в MIDI-информацию (имеется в программе, начиная с версии 6.0). Правда, высоким качеством эта трансляция не отличается.

В числе других профессиональных программ-секвенсеров семейство программ Logic. Это очень мощная программа, которая, однако, требует нема­лых системных ресурсов (впрочем, последние версии Cubase VST также весьма ресурсоемки, в отличие от более ранних). Многие пользователи Macintosh очень любят пользоваться программой Studio Vision, однако ее версии для Windows пока что не предвидится.

Для обеспечения возможности набора нотного текста профессиональ­ного качества на компьютере созданы специальные программы, умеющие выво­дить на бумагу (и на экран монитора) «правильный» нотный текст. Обычно такие программы могут также и проигрывать набранный нотный текст по MIDI, однако эта возможность здесь является лишь одной из добавок к основным функциям программы.

Наилучшей программой для нотного набора и верстки, несомненно, является программа Finale, созданная компанией Coda Music Technology. Она сочетает в себе как исключительное удобство пользовательского интерфейса, так и мно­гообразие предоставляемых возможностей. Нотный текст, подготовленный в этой программе, отвечает стандартам профессионального набора. Недаром многие издательства в США и других странах принимают макеты исключительно в формате программы Finale (хотя многие не оставляют без внимания и другие программы нотного набора, прежде всего, Encore и Nightingale). Вообще говоря, набор и верстку нотного материала на компьютере можно ус­ловно разделить на три этапа: ввод собственно нотного текста, проставление штрихов и дополнительных указаний и форматирование.

Кроме того, в программе Finale возможны два режима просмотра набранного материала на экране. Просмотр в режиме прокрутки (Scroll View) представля­ет нотный материал как бы находящимся на одном «бесконечном» нотоносце (или системе). В этом режиме удобно как вводить нотный текст, так и простав­лять дополнительные указания и штрихи. А просмотр в страничном режиме (Page View) представляет материал разбитым по системам и страницам, так, как он будет выводиться на печать. Этот режим просмотра рекомендуется применять только на стадии форматирования.

Возможности каждого режима работы в Finale.

Режим увеличения/уменьшения (Zoom Tool). В этом режиме щелчок мышью увеличивает экранный размер партитуры вдвое, а щелчок при нажатой клавише Ctrl — уменьшает. Однако удобнее пользоваться пунк­том Scale View to из меню View или же переключать экранный размер сочетаниями клавиш Ctrl+4 (400%), Ctrl+2 (200%), Ctrl+1 (100%, нормаль­ный размер), Ctrl+7 (75 %) и Ctrl+5 (50 %). Кроме того, нажав Ctrl+О, можно определить любой другой экранный размер. Причем все это можно делать в любом режиме работы, а не только в Zoom Tool.

Режим перемещения (Hand Grabber Tool). Позволяет перемещать весь нот­ный текст в любую сторону. Однако то же самое можно делать в любом режиме, пользуясь правой кнопкой мыши.

Режим добавления тактов (Measure Tool). Щелчок по его пиктограмме добавляет такт, а щелчок при нажатой клавише Ctrl — указанное коли­чество тактов.

Режим свойств такта (Measure Attributes). Здесь двойной щелчок на такте или его манипуляторе (первом или единственном) открывает окно свойств такта, в котором вы можете:

изменить вид тактовой черты, в том числе отменив ее вид, определенный для групп;

изменить ширину такта, установив его в числовом виде (то же самое можно сделать графически, передвигая первый манипулятор такта мышью);

определить, отображать ли в данном такте ключевые знаки и размер (есть три варианта — отображать по необходимости, отображать всегда, не отображать);

распределить пространство нотного текста в такте (при распределении по долям или нотам у такта появляется второй манипулятор, нажатие на который позволяет передвигать доли или метрические единицы такта на всех нотоносцах одновременно);

определить, отображать ли ключ, ключевые знаки и размер при их после­дующей смене;

задать равномерное расположение имеющихся нот в такте, даже если их количество не соответствует музыкальному размеру;

начать новую систему с данного такта;

разбить многотактовую паузу;

разрешить перенос части такта на другую систему (при выборе этого пе­реключателя у такта появляется третий манипулятор, нажатие на кото­рый позволяет графически определить точку возможного переноса).

Режим смены тональности (Key Signature Tool).

Режим смены размера (Time Signature Tool).

Режим простого ввода нот (Simple Entry Tool, в стиле программы Encore и более примитивных программ). Открывается дополнительная палитра, в которой можно мышью выбрать длительность, а затем графически помес­тить ее на нотоносец.

Режим скоростного ввода нот (Speedy Entry Tool).

Режим HyperScribe (HyperScribe Tool). Позволяет вводить нотный текст, играя на MIDI-клавиатуре в реальном времени и преобразуя нажатые кла­виши в ноты «на лету». Перед записью необходимо выбрать, будете ли вы сами задавать отсчет долей с помощью какого-либо MIDI-сигнала (этот спо­соб позволяет играть как угодно «криво», подстраивая музыкальный раз­мер под свой ритм) или же поручите это компьютеру (при этом включится метроном). Для определения этого воспользуйтесь пунктом Beat Source из меню HyperScribe.

Режим транскрипции (Transcription Tool). Открывает окно встроенного мини-секвенсера. В записанных секвенциях можно впоследствии расставить му­зыкальные доли и преобразовать их в нотный текст.

Режим триолей (Tuplet Tool). Щелчок на ноте в этом ре­жиме определяет нестандартную ритмическую группу, начинающу­юся с этой ноты.

Режим MIDI-редакции (MIDI Tool). Позволяет определить параметры ис­полнения по MIDI — силу удара по клавишам, «истинную» длину нот, раз­личные MIDI-контроллеры (громкость, педаль, вибрато и т. п.) и другие. Для начала редакции дважды щелкните по такту, а для перехода на другой нотоносец — просто передвиньте изображение с помощью вертикальной по­лосы прокрутки.

Режим «умных» графических объектов (Smart Shape Tool).

Режим партитурных обозначений (Score Expression Tool).

Режим нотных обозначений (Staff Expression Tool).

Режим артикуляции (Articulation Tool).

Режим подстрочного текста (Lyrics Tool).Позволяет вводить подстрочный текст и привязывать его слоги к нотам. Для ввода воспользуйтесь командой Edit Lyrics из меню Lyrics. Текст вводите с разбиением на слоги, применяя для этого пробел или дефис. Если пробел или дефис встречаются внутри слога (например: «В мо-ре», первый слог- «в мо»), то вместо них следует использовать символы неразрывного пробела (Alt + код 0160) и неразрыв­ного дефиса (Alt + код 0173). Кстати, таким же образом можно вводить и другие вспомогательные символы — длинное тире (0151), парные кавычки («» - 0171 и 0187), многоточие (0133) знак промилле (%„ - 0137) и т. д. Для того чтобы разместить набранный подстрочник под нотами, нужно выбрать из меню Lyrics пункт Click Assignment. При этом появится маленькое окош­ко с текстом. Первый слог, видимый в этом окошке, будет помещен под ту ноту, на которой щелкнет мышь. Если при щелчке на ноте удерживали клавишу Ctrl, то все последующие слоги автоматически разме­стятся под следующими нотами, до конца текста или до первого пустого такта. Чтобы сдвинуть часть размещенного под нотами текста влево или вправо, следует использовать пункт Shift Lyrics из меню Lyrics. Для исправления ошибок можно воспользоваться командой Adjust Syllables из меню Lyrics.

Режим гитарных аккордов (Chord Tool). Позволяет ввести гитарную «цифровку». Каждое обозначение при этом привязывается к ноте. Способ ввода аккордов выбирается в верхней части меню Chord. Самый «мощный» из этих способов — Manual Input (ручной ввод). Щелкнув мышью на ноте, к кото­рой будет привязано обозначение аккорда, мы увидем окно Chord Definitior (рис. 11.49). В этом окне в секции Settings определите основной тон аккор­да (Root Scale Tone), альтернативный бас (Alternate Bass — необязатель­ный параметр, для обозначений типа Fm/G, то есть фа-минор на басу соль), а также суффикс (Chord Suffix ID, собственно обозначение аккорда). Первые два параметра определяются как ступень основной тональности. Например, если в Ре-мажоре встретился аккорд Em (ми-минор), то Root Scale Tone нужно обозначить как 2 alteration 0 (то есть вторая ступень, альтерации нет), а для аккорда G#din (уменьшенный септаккорд от соль-диеза) следует ввести значение Root Seal* Tone 4, alteration 1, поскольку соль — четвертая ступень в Ре-мажоре, и здесь она повышена на 1 полутон. Суффикс можно выбрать из библиотеки аккордовых суффиксов, нажав на кнопку Select, или при желании создать его самому, нажав в окошке Chord Suffix Selection кнопку Create. Все три пара метра (основной тон, альтернативный бас и суффикс) можно также ввести если нажать кнопку Listen и, затем, на MIDI-клавиатуре — нужную ноту или аккорд. Другие способы ввода аккордов: печать прямо в партитуру (пункт Type Into Score), ввод с MIDI-клавиатуры (MIDI Input) и автоматический анализ гармоний на одном или двух нотоносцах (One-Staff Analysis и Two-Staff Analysis). Пункт Chord Style из меню Chord позволяет изменить стиль «цифровки» (например, обозначить бемоли и диезы как «es» и «is» или поставить вместо названий нот номера ступеней и т. д.

Режим знаков репризы (Repeat Tool). Позволяет ставить знаки репризы, вольты, а также обозначения типа Dal Segno и применять их к исполнению по MIDI. Щелкнув мышью на такте, откроется окно Repeat Selection. В нем знак обратной репризы — лишь графическое обозначе­ние, а все остальные знаки имеют специальные окошки определения испол­нения. Например, при выборе знака репризы откроется окошко Backward Repeat Bar Assignment. Здесь ключевые установки — поле Target Measure (указание, на какой такт перейти после данного) и пере­ключатель Repeat Action, находящийся в одном из трех положений: Always Jump — переходить всегда, Jump on Total Passes — переходить указанное количество раз и Repeat Until Total Passes — переходить, пока данный такт не будет сыгран указанное количество раз (оно указывается в поле Total Passes внизу окошка). Остальные обозначения повторов определяются аналогично.

Режим нумерации тактов (Measure Number Tool). Позволяет установить любую нумерацию тактов, а также определить несколько областей для нумерации. Для определения такой области следует нажать на пиктограмму режима, удержи­вая клавишу Ctrl. Здесь же можно определить различные нестандартные способы нумерации, например буквами или в двоичной системе счисления. Режим преобразования нот (Note Mover Tool). Позволяет копировать, пере­мещать, а также заменять по шаблону отдельные ноты; кроме того (и это, пожалуй, основная функция), создавать так называемые перекрестные группы. Режим преобразования необходимо выбрать из меню NoteMover до начала преобразования. Например, для копирования нот следует выбрать пункт Copy and Merge, а для создания перекрестных групп — Cross Staff.

Затем щелкнуть на такте - при этом около каждой ноты в такте появит, манипулятор. Выберать нужные ноты с помощью манипуляторов и перетащить их мышью на другой нотоносец.

Режим глобального преобразования (Mass Mover Tool). Очень мощное средство редактирования введенного текста. Для выделения области в этом ре жиме достаточно щелкнуть мышью на ее первом такте и, нажав кнопку мыши, щелкнуть на ее последнем такте. Выделенная область будет содержать целое число тактов, если в меню MassMover не отмечен галочкой пункт Select Partial Measures. Этот режим позволяет копировать указанное количество раз выделенную область путем «перетаскивания» ее мышью по экрану (вместо этого можно применить Ctrl+Shift+щелчок в месте назначения);

копировать указанное количество раз определенные элементы выделенной области (лиги, обозначения и т. п.);

создавать зеркальные копии выделенной области;

удалять указанные элементы из выделенной области (меню MassEdit, пункт Erase);

добавлять, вставлять в середину, удалять или очищать такты области (меню MassEdit, пункт Measures);

создавать и редактировать многотактовые паузы (пункт Multimeasure Rests, здесь и далее в этом списке имеются в виду пункты из того же меню MassEdit);

расставлять артикуляционные обозначения над всеми нотами или только с указанными длительностями в выделенной области (пункт ApplyArticulation);

Режим изменения величины нотного текста (Resize Tool). Позволяет изме­нить размер отдельных нот, групп нот, нотоносцев и страниц. Для измене­ния размера ноты щелкнуть мышью на ее головке; для изменения размера группы нот — на штиле ее первой ноты. Для изменения размера нотоносца щелкнуть мышью слева от него (эта и следующая функции действуют толь­ко в страничном режиме просмотра), а для изменения величины нотного текста на всей странице — в ее левом верхнем углу. В открывшемся окошке ввес­ти величину требуемого элемента в процентах от его «нормального» разме­ра.

В последних версиях программы большую помощь в работе ока­зывают подключаемые модули. Например, легче бывает выбрать из меню Plugins пункт Easy Repeats, чем устанавливать по очереди знаки репризы. Следует один раз разобраться в том, какие же подключаемые модули есть в меню Plugins. В дальнейшем они могут очень сильно помочь в работе и сэкономить немало времени.

Программа нотного набора и верстки Finale, в принципе, уже является факти­ческим стандартом. Однако следует упомянуть еще несколько программ нотно­го набора, получивших распространение в музыкальных кругах. Такие как Nightingale, Encore.

Существует еще большое количество программ нотного набора. Однако для серьезной работы рекомендуется пользоваться одной из перечисленных.

Таких программ существует довольно много, и каждая из них, как правило, предоставляет пользователю довольно-таки ограниченный набор упражнений. Большинство подобных программ предназначены для начинающих — они обу­чают элементарному сольфеджио. Пример обучающей программы — Play It By Ear (в версии для DOS и Windows она называется просто Ear). Она позволяет угадывать заданные одноголосные последовательности, причем вы можете вы­брать уровень: от самого что ни на есть начинающего до «эксперта».