logo
Латушкина

1.3 Пути совершенствования преподавания музыки в современной общеобразовательной школе

Процесс регенерации концептуальных основ системы образования обусловлен тенденциями социального развития. Вследствие этой исторически сложившейся закономерности периодически корректи­руются принципиальные установки как общей, так и отраслевой пе­дагогики. Наиболее существенным изменениям подвергаются мето­дики обучения гуманитарным наукам и дисциплинам эстетического цикла. Именно поэтому проблема совершенствования методологии преподавания музыки в общеобразовательной школе традиционно остается чрезвычайно важной. Обоснованность ее значимости под­тверждается гиперкоммуникативными и воспитательными свойства­ми музыкального искусства, их детерминирующей ролью в нравствен­но-эстетическом формировании личности.

Неограниченный потенциал влияния на духовное совершенство­вание человека содержится в музыке. Мысли и переживания, вопло­щенные в ней, наполняют неповторимым колоритом все сферы его жизни. Несмотря на эзотеричность музыкального восприятия, в про­цессе слушания художественного произведения человек становится естественным, независимым от стереотипов мышления и воздействия многочисленных субъективных факторов. Подобное состояние не всегда коррелируется с традиционными представлениями общества о его эстетических идеалах и нравственной культуре. Подтвержде­нием этому является, с одной стороны, массовое стремление подро­стков к участию в музыкальных шоу-программах и мероприятиях, с другой, зачастую, их снисходительное отношение к музыке как виду искусства, форме общественного сознания и предмету воспитания. Причины, вероятно, кроются в мотивах поведения и конъюнктурных установках подрастающего поколения, формирующихся под влия­нием временного социального дискомфорта. Очевидные антиномии свидетельствуют о степени важности общего музыкального образо­вания. Аксиоматичность этого тезиса предопределяет актуальность поиска путей совершенствования данной отрасли педагогики.

Социально-исторические изменения в той или иной мере моди­фицируют сложившиеся представления о многих категориях музы­кальной эстетики. Существующие противоречия становятся бесспорными при сравнении эстетических взглядов на одни и те же парадиг­мы или явления музыкальной культуры представителей разных по­колений. Наиболее отчетливо значительность этой дистанции обо­значилась в конце XX - начале XXI столетия. Прагматизм мышле­ния людей стал причиной возникновения глубокого дисбаланса между рациональными и эмоциональными приоритетами в иерархии их жизненных идеалов. Компромиссным в сложившейся ситуации сле­дует считать эволюционный путь унификации как понятийного ап­парата, так и сущности ценностного отношения человека к культур­ному наследию общества.

В связи с происшедшим в 90-х годах XX столетия реформированием межгосударственных связей обнаружилась заметная диспро­порция между национальными и интеграционными составляющими системы образования. Многие республики бывшего единого госу­дарства оказались необеспеченными в полной мере как учебными программами, так и научно-методической литературой. Отсутство­вали и национальные концепции массового музыкального образова­ния. Это вносило известную неуверенность, а порой и смятение в педагогическую деятельность начинающих учителей, сказывающу­юся на результатах эстетического воспитания школьников. Поэтому необходимость определения национальных стратегий музыкально-эстетического образования детей и подростков в отдельных респуб­ликах становилась очевидной.

Оправданным, однако, представлялся лишь системный путь преобразований в данной области педагогики. Так, программа по музыке Д.Б. Кабалевского, которой руководствовалось преобладаю­щее большинство наиболее прогрессивных педагогов-методистов, по-прежнему оставалась актуальной и современной. Вместе с тем впол­не уместной представлялась корректировка отдельных ее тем и на­полнение рекомендуемого к изучению репертуара образцами нацио­нальной народной и композиторской музыки. Помимо этого назре­вала необходимость актуализации таких факторов учебного процес­са как перспективность использования компьютерных технологий преподавания музыки и возросшее влияние молодежной музыкаль­ной субкультуры на эстетические представления учащихся.

К принципиальным программным изменениям относился пере­смотр концептуальных позиций в отношении более углубленного изучения особенностей национального музыкального фольклора, использования художественного репертуара, интонационно близко­го традиционной музыкальной культуре народа. Расширялась воз­можность наполнения программы по музыке библиографическими и архивными находками, ранее не представленными в достаточной мере, но имеющими несомненную историческую, эстетическую и практическую значимость. При этом сохранялся паритет между об­разцами мирового художественного наследия и шедеврами нацио­нальной народной и классической музыки. Вследствие обогащения репертуарного списка произведений как для слушания, так инструментального и вокально-хорового исполнения, существенно упростилась работа учителя в подборе музыки к уроку.

Исключительно технической модификацией следовало считать рассредоточение общего количества тем программы в соответ­ствии с триместровым делением учебного года, а также изложе­ние информации, раскрывающей суть конкретного раздела, соот­носящейся по количеству тезисов числу занятий, отведенных на его изучение, с целью упрощения определения темы урока начи­нающим учителем.

Важным фактором решения проблемы престижности музыкаль­ных занятий в современной общеобразовательной школе представля­ется реализация идеи гуманизации музыкального образования детей и подростков. Один из путей осуществления этого видится в ее адап­тации к специфическим особенностям педагогических действий учи­теля на уроке музыки. К ним прежде всего следует отнести:

— Прогнозирование мотивов школьников к самостоятельному изу­чению музыкального искусства. (Педагогу это позволит реализовать принцип дифференцированного обучения в отношении конкретного ученика в полной мере).

Учет эстетических потребностей и музыкальных предпочтений детей. (В современной общеобразовательной функционирующей в условиях экспансии "мультимедийной" информации, порой более оперативно получаемой учащимися, чем их педагогом, реализация данного принципа весьма актуальна).

Выявление в музыкальном произведении Человека и сущности его бытия. (Это положение отражает результирующий смысл педагогического сотворчества учителя и учащихся на уроке).

Внедрение в учебный процесс инновационных методов препо­давания и новейших технических средств обучения. (В проведении занятий на основе компьютерных технологий видится большой ре­зерв их привлекательности для учащихся).

— Создание "педагогического комфорта" для личностного постижения художественного содержания музыки ребенком. (Важным условием сотворческой деятельности учителя и учащихся является преодоление влияния факторов императивности и субъективизма).

Решение этих задач будет способствовать активизации интереса к музыке у неспособного пока к усвоению более сложного учебного материала, и снизит вероятность его угасания у ребенка, опережающего необходимый уровень знаний, предъявляемых к учащимся определенной возрастной категории. Подобная концептуальная установка позволит перейти, наконец, от декларативных провозглашений инновационных методов преподавания музыкального искусства в школе к осознанному, продуктивному воплощению их на практике.

С целью сравнительного анализа методик проведения уроков с использованием традиционных технических средств обучения и мультимедийного компьютера (в формирующей части экспериментальной работы) рассмотримструктуру и содержание урока музыки на тему: