1.3 Пути совершенствования преподавания музыки в современной общеобразовательной школе
Процесс регенерации концептуальных основ системы образования обусловлен тенденциями социального развития. Вследствие этой исторически сложившейся закономерности периодически корректируются принципиальные установки как общей, так и отраслевой педагогики. Наиболее существенным изменениям подвергаются методики обучения гуманитарным наукам и дисциплинам эстетического цикла. Именно поэтому проблема совершенствования методологии преподавания музыки в общеобразовательной школе традиционно остается чрезвычайно важной. Обоснованность ее значимости подтверждается гиперкоммуникативными и воспитательными свойствами музыкального искусства, их детерминирующей ролью в нравственно-эстетическом формировании личности.
Неограниченный потенциал влияния на духовное совершенствование человека содержится в музыке. Мысли и переживания, воплощенные в ней, наполняют неповторимым колоритом все сферы его жизни. Несмотря на эзотеричность музыкального восприятия, в процессе слушания художественного произведения человек становится естественным, независимым от стереотипов мышления и воздействия многочисленных субъективных факторов. Подобное состояние не всегда коррелируется с традиционными представлениями общества о его эстетических идеалах и нравственной культуре. Подтверждением этому является, с одной стороны, массовое стремление подростков к участию в музыкальных шоу-программах и мероприятиях, с другой, зачастую, их снисходительное отношение к музыке как виду искусства, форме общественного сознания и предмету воспитания. Причины, вероятно, кроются в мотивах поведения и конъюнктурных установках подрастающего поколения, формирующихся под влиянием временного социального дискомфорта. Очевидные антиномии свидетельствуют о степени важности общего музыкального образования. Аксиоматичность этого тезиса предопределяет актуальность поиска путей совершенствования данной отрасли педагогики.
Социально-исторические изменения в той или иной мере модифицируют сложившиеся представления о многих категориях музыкальной эстетики. Существующие противоречия становятся бесспорными при сравнении эстетических взглядов на одни и те же парадигмы или явления музыкальной культуры представителей разных поколений. Наиболее отчетливо значительность этой дистанции обозначилась в конце XX - начале XXI столетия. Прагматизм мышления людей стал причиной возникновения глубокого дисбаланса между рациональными и эмоциональными приоритетами в иерархии их жизненных идеалов. Компромиссным в сложившейся ситуации следует считать эволюционный путь унификации как понятийного аппарата, так и сущности ценностного отношения человека к культурному наследию общества.
В связи с происшедшим в 90-х годах XX столетия реформированием межгосударственных связей обнаружилась заметная диспропорция между национальными и интеграционными составляющими системы образования. Многие республики бывшего единого государства оказались необеспеченными в полной мере как учебными программами, так и научно-методической литературой. Отсутствовали и национальные концепции массового музыкального образования. Это вносило известную неуверенность, а порой и смятение в педагогическую деятельность начинающих учителей, сказывающуюся на результатах эстетического воспитания школьников. Поэтому необходимость определения национальных стратегий музыкально-эстетического образования детей и подростков в отдельных республиках становилась очевидной.
Оправданным, однако, представлялся лишь системный путь преобразований в данной области педагогики. Так, программа по музыке Д.Б. Кабалевского, которой руководствовалось преобладающее большинство наиболее прогрессивных педагогов-методистов, по-прежнему оставалась актуальной и современной. Вместе с тем вполне уместной представлялась корректировка отдельных ее тем и наполнение рекомендуемого к изучению репертуара образцами национальной народной и композиторской музыки. Помимо этого назревала необходимость актуализации таких факторов учебного процесса как перспективность использования компьютерных технологий преподавания музыки и возросшее влияние молодежной музыкальной субкультуры на эстетические представления учащихся.
К принципиальным программным изменениям относился пересмотр концептуальных позиций в отношении более углубленного изучения особенностей национального музыкального фольклора, использования художественного репертуара, интонационно близкого традиционной музыкальной культуре народа. Расширялась возможность наполнения программы по музыке библиографическими и архивными находками, ранее не представленными в достаточной мере, но имеющими несомненную историческую, эстетическую и практическую значимость. При этом сохранялся паритет между образцами мирового художественного наследия и шедеврами национальной народной и классической музыки. Вследствие обогащения репертуарного списка произведений как для слушания, так инструментального и вокально-хорового исполнения, существенно упростилась работа учителя в подборе музыки к уроку.
Исключительно технической модификацией следовало считать рассредоточение общего количества тем программы в соответствии с триместровым делением учебного года, а также изложение информации, раскрывающей суть конкретного раздела, соотносящейся по количеству тезисов числу занятий, отведенных на его изучение, с целью упрощения определения темы урока начинающим учителем.
Важным фактором решения проблемы престижности музыкальных занятий в современной общеобразовательной школе представляется реализация идеи гуманизации музыкального образования детей и подростков. Один из путей осуществления этого видится в ее адаптации к специфическим особенностям педагогических действий учителя на уроке музыки. К ним прежде всего следует отнести:
— Прогнозирование мотивов школьников к самостоятельному изучению музыкального искусства. (Педагогу это позволит реализовать принцип дифференцированного обучения в отношении конкретного ученика в полной мере).
Учет эстетических потребностей и музыкальных предпочтений детей. (В современной общеобразовательной функционирующей в условиях экспансии "мультимедийной" информации, порой более оперативно получаемой учащимися, чем их педагогом, реализация данного принципа весьма актуальна).
Выявление в музыкальном произведении Человека и сущности его бытия. (Это положение отражает результирующий смысл педагогического сотворчества учителя и учащихся на уроке).
Внедрение в учебный процесс инновационных методов преподавания и новейших технических средств обучения. (В проведении занятий на основе компьютерных технологий видится большой резерв их привлекательности для учащихся).
— Создание "педагогического комфорта" для личностного постижения художественного содержания музыки ребенком. (Важным условием сотворческой деятельности учителя и учащихся является преодоление влияния факторов императивности и субъективизма).
Решение этих задач будет способствовать активизации интереса к музыке у неспособного пока к усвоению более сложного учебного материала, и снизит вероятность его угасания у ребенка, опережающего необходимый уровень знаний, предъявляемых к учащимся определенной возрастной категории. Подобная концептуальная установка позволит перейти, наконец, от декларативных провозглашений инновационных методов преподавания музыкального искусства в школе к осознанному, продуктивному воплощению их на практике.
С целью сравнительного анализа методик проведения уроков с использованием традиционных технических средств обучения и мультимедийного компьютера (в формирующей части экспериментальной работы) рассмотримструктуру и содержание урока музыки на тему:
- Уо «Мозырский государственный педагогический университет имени и.П. Шамякина»
- Развитие вокальных навыков путем преодоления психосоматических комплексов у учащихся младшего школьного возраста
- Реферат
- Педагогическое использование компьютерных технологий на уроке музыкИ
- Латушкиной Ирины Владимировны
- Оглавление
- Глава 1 Социально-исторические предпосылки совершенствования общего музыкального образования и воспитания школьников………6
- Глава 2 Активизирующая роль мультимедийного компьютера
- Введение
- Глава I социально – исторические предпосылки совершенствования общего музыкального образования и воспитания школьников
- Факторы оптимизации музыкально-эстетического
- 1.2 Хронология развития технических средств обучения в системе общего музыкального образования
- 1.3 Пути совершенствования преподавания музыки в современной общеобразовательной школе
- "Творческий анализ пьес из фортепианной сюиты м. Мусоргского "Картинки с выставки"
- Глава II активизирующая роль мультимедийного компьютера на уроке музыки
- 2.1 Музыкальные возможности компьютера
- 2.2 Использование компьютерных технологий в процессе
- 2.3 Результаты экспериментального исследования
- Заключение
- Список использованных источников