logo
Латушкина

Факторы оптимизации музыкально-эстетического

воспитания детей

Теория музыкального образования и воспитания школьников рассматривается как система научных знаний и понятий о закономерностях управления музыкальным развитием ребенка, его эстетических чувств в процессе приобщения к музыке и формирования эстетического сознания. Совершенствование теоретических снов общего музыкального образования детей представляет актуальную проблему школьной педагогики, так как включает задачи нравственно-эстетического воспитания ребенка от 6 до 15 лет.

В современной педагогической науке эстетическое воспитание школьников средствами музыкального искусства трактуется неоднозначно. С одной стороны, утверждается его значимость в становлении внутреннего мира школьника, формировании его личности. С другой — подвергается сомнению исторически сложившееся отношение к искусству как средству воспитания. Однако воспитательная функция музыкального искусства сегодня как никогда актуальна. Подтверждением тому являются данные социологических исследований. В частности, отмечается тенденция к вытеснению эстетических потребностей, духовных ценностей на последние места в иерархии основных содержательных компонентов молодежного сознания. Причины подобного явления, по мнению педагогов-практиков, кроются в прагматизме мышления, рассудочности и бездушии, отсутствии внимания к проблемам окружающих людей, пренебрежительном отношении к нравственными ценностями. Большую часть информации ребенок воспринимает из видеофильмов, мультфильмов, компьютерных игр. Поэтому важно понимание роли урока музыки в воспитании художественной культуры учащихся, наиболее значительно воздействующей на сферу эстетических, душевных переживаний. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным и тонким средством привития добра, красоты и человечности.

В настоящее время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, искусство в целом и музыкальное, в частности, решают задачи гуманизации образования школьников. Поэтому в современной школе нравственно-эстетическое воспитание должно стать приоритетным в развития личности молодого человека. В этой связи меняется статус предмета «Музыка» в школе. Происходит переход от уроков усвоения узкотехнических навыков к урокам, ориентированным на развитие личности, творческих способностей учащегося.

Устоявшийся опыт музыкальной педагогики выявляет две функции музыкального образования. Первая из них — классическая, заключающаяся в формировании музыкальной культуры личности, нацеленной на постижение духовно-нравственных ценностей и пренебрежение общечеловеческих гуманистических убеждений. Развитие образного мышления — сопутствующее качество, обретаемое в опыте общения с музыкальным искусством. Вторая функция — прагматическая, обусловливающая потребность общества в творческом специалисте. Поэтому необходима активизация креативности и образно-конструктивного мышления учащихся, что осуществляется средством искусства, взаимосвязью дисциплин эстетического цикла. В данном контексте возрастает роль способностей человека к синтезу и анализу жизненного опыта. Важными факторами, активизирующими процесс творческой дея­тельности, становятся развитие воображения, умение соотносить разнородный материал, способность гармонизировать мир, воспринимать его картину целостно. Эти способности развиваются у человека прежде всего на занятиях по предметам эстетического цикла.

Теория музыкального образования предполагает взаимную согласованность с педагогикой, психологией и физиологией детей школьного возраста, а также с эстетикой и специальными историко-теоретическими дисциплинами (историей и теорией музыки, гармонией, полифонией, инструментовкой и т.д.). Точками соприкосновения с указанными научными областями являются основные концептуальные положения об эстетической сути музыкального искусства и его значении в музыкально-эстетическом развитии, школьников.

Особое место в теории музыкального образования и воспитания занимает музыкальная эстетика, которая, как и педагогика, является методологической основой музыкального воспитания. Музыкальная эстетика раскрывает специфические особенности музыкального искусства, отражающего жизненные явления в художественных образах. В свою очередь, музыкальное воспитание базируется на принципах музыкальной эстетики.

В данном контексте важным следует считать принцип содержательности музыки, которого придерживался Б.Л.Яворский. Он считал, что специфическая система музыкальных образов для каждого исторического времени образует стиль, отображающий идеологию данного времени, что музыкальные образы характеризуют эпоху и эмоционально-нравственный фон создания художественного произведения; что нет чистой музыки: всякая музыка программна и содержательна. Очень важно отношение ученого к музыке как информационной языковой системе. «Музыкальная речь, одна из основных частей звуковой речи, черпает свой материал и законы из той же жизни, проявлением которой она является» [ , с. ]. Морозова С. Н. Музыкально-творческое развитие детей в педагогическом насле­дии Б.Л.Яворского. — М., 1981. — С. 20.)

Вторым принципом определяется характеристика художественных произведений в историко-культурном и социальном контексте. В суждениях Б.Л. Яворского не было разделяющей грани между элементами исторического, общекультурного и музыкального анализа. Шла ли речь о Бахе и Моцарте, Бородине и Скрябине, в его аналитических исследованиях оживала и крестьянская песня феодальной эпохи, и придворная культура Людовика XIV, и церковная живопись Возрождения, и искусство послереволюционной Европы XIX века.

Третьим принципом музыкально-эстетического воспитания школьников является внимание к психологическим особенностям восприятия музыки. Ученый подчеркивал единство творчества, исполнения и восприятия.

Проблемы музыкальной психологии как методологической основы музыкального образования и воспитания получили разработку в трудах Б. М. Теплова, Е.В.Назайкинского, В.В.Медушевского, Г.С.Тарасова, К.В.Тарасовой. Особое внимание ученые уделяли психологии музыкального восприятия /Б.В.Асафьев, Ю. Н.Тюлин, Л.А. Мазель, Е. В. Назайкинский, М. П. Блинова, С. М. Беляева-Экземплярская/. В последние годы данная проблема изучалась педагогами Н.А.Ветлугиной, Ю.Б.Алиевым, В.К.Белобородовой.

Психологической основой обучения слушанию музыки всегда являлись развитие наблюдательности, опора на жизненный опыт детей, развитие слухового воображения, накопление музыкального опыта, формирующегося путем не только обогащения сознания музыкально-слуховыми впечатлениями и представлениями, но и усвоения музыкально-исторических и теоретических знаний, развития ассоциативно-художественных (связанных с другими видами искусства) и ассоциативно-жизненных представлений, вызванных восприятием музыки. Слушательский опыт формируется на основе музыковедческих и культурологических знаний. При этом музыка рассматривается как язык и средство общения.

Существенный вклад в теорию и методику восприятия музыки внес академик, композитор Б.В.Асафьев. Многие стороны его научной концепции составляют часть теоретического обоснования современной методики музыкального воспитания в школе. Его интонационная теория музыки, трактовка взаимосвязи процессов восприятия и логической организации музыкального произведения, динамическое исследование музыкальной формы имеют методологическую значимость для музыкального образования школьников. Очень важным представляется утверждение Б.В. Асафьева о центральном положении восприятия в социокультурных связях и отношениях. Ориентация на активное, познающее восприятие, связанное с социальным опытом личности в теории музыкального образования актуальна для современности.

Многие годы жизни посвятил музыкальному просвещению школьников композитор, педагог, общественный деятель Д. Б. Кабалевский. В своей популяризаторской и научно-педагогической деятельности, в рассказах детям о музыке он придавал большое значение целостной характеристике музыкальных произведений. Главное внимание уделял их эмоционально-образному содержанию, особенностям развития музыкальных образов, комплексу выразительных средств. Для Д.Б. Кабалевского было важно показать общую идею композитора, автора сочинения. Какими музыкальными средствами музыкальной выразительности она воплощается, в каких условиях создавалось произведение, соотнести художественный образ с реальной жизнью.

Д.Б.Кабалевский раскрыл сущностные свойства музыки, жанровые особенности музыкального тематизма, интонационность и принципы музыкального развития, значение музыкальных средств в создании образного содержания произведения, что является методологической основой музыкального образования и воспитания детей.

Важными вопросами музыкальной педагогики являются те, которые связаны с проблемами развития специальных музыкальных способностей школьников, знанием музыкальных потребностей и эмоциональной сферы ребенка, музыкальной диагностики как способа различения и проверки точности музыкального слуха, объема музыкальной памяти, методики воспитания у него чувства ритма и лада.

Под эгидой идеи гуманизации системы образования, музыкальная педагогика обращена к раскрытию у школьников творческого самовыражения на уроке, осознанию личностного смысла в художественных произведениях, где важно движение не только от неизвестного к известному, но и от известного к значимому. Здесь должна реализовываться цель диады: знание — значение. При этом меняются качественные характеристики «субъектно-субъектных» отношений учитель — учащиеся. Все это, очевидно, стоит выстраивать на основе принципа: от научения к овладению знанием как личностным смыслом.

Для теории музыкального образования важны также социологические исследования в области музыкального искусства, что связано с выявлением музыкальных вкусов слушателей в зависимости от их возраста, уровня образования, пола, региона проживания и т.д. Зная социологические характеристики своей детской аудитории, учитель музыки сможет правильно организовать свою преподавательскую деятельность.

Развитие музыкальной культуры школьников — фундаментальная цель музыкального образования и воспитания. Проблема культуры личности рассматривается представителями различных направлений: философии, культурологии, искусствоведения, педагогики, музыковедения. Так, важные стороны феномена культуры раскрываются в трудах Л.Н.Когана, Э.В.Соколова, Г.А.Гонтарева. Ученые рассматривают культуру личности как многоплановое явление, оказывающее существенное влияние на экономические, политические, социальные и духовные процессы общественной жизни, выделяя при этом важные критерии культуры личности:

1) соответствие ее общечеловеческим представлениям о ценностях жизни, человека и общества;

2) отношение личности к культурному опыту всех поколений человечества;

3) участие человека в творчестве, в созидании новых материальных и духовных ценностей;

4) устойчивость позиций человека, его ориентация на определенные ценности.

В современной отечественной науке существует немало различных подходов к определению понятия «музыкальная культура». Социологический аспект данного понятия разработан музыковедами Р. И. Грубером, В. С. Цуккерманом, А. Н. Сохором. В целостной структуре музыкальной культуры кроме основных блоков (творчество, исполнительство, распространение музыки, ее восприятие) они выделили дополнительные блоки (музыкальная критика, музыковедение, руководство музыкальной культурой). Философско-эстетические основы теории музыкальной культуры можно найти в работах Р.А.Тельчаровой, педагогические — в трудах Ю.Б.Алиева, Э.Б.Абдуллина, Г.М.Цыпина.

Так Ю.Б.Алиев под музыкальной культурой личности ученика подразумевает индивидуальный социально-художественный опыт, обусловливающий возникновение высоких музыкальных потребностей; интегративное свойство личности учащегося, главными показателями которого являются музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное отношение к нему, потребность в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность) и музыкальную образованность (владение способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, развитость музыкального вкуса, критическое избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям).

Р.А.Тельчарова выделяет два определяющих компонента музыкальной культуры личности: музыкальную деятельность и музыкальное сознание. Критериями сформированности музыкальной культуры личности она считает:

1) степень овладения навыками, умениями в области музыкального искусства, влияние музыки на другие виды деятельности;

2) развитость музыкальных интересов и потребностей, направленных на систематическое приобщение к музыке;

3) степень музыкальных убеждений, проявляющихся в приверженности к передовым музыкально-эстетическим идеалам.

Таким образом, ведущими признаками, определяющими качество музыкальной культуры личности, являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, высокий уровень знаний и оценочных представлений о музыке.

Одной из результирующих целей на уроке музыки является воссоздание учащимися художественного образа в процессе музыкально-творческой деятельности как основного содержательного аспекта искусства, его понимание, общение с ним — его музыкальное восприятие. Целостно-культурный подход к искусству, находящий свое выражение в общей проблематике художественных произведений, ориентирует человека на познание самого себя в контексте общечеловеческой культуры.

Основополагающими установками для теории музыкального образования являются и такие положения возрастной психологии, как признание ведущей роли деятельности и общения в развитии личности школьника или, например, доминирование у учащихся начальной школы чувственного познания.

Основополагающими для теории музыкального образования являются общепедагогические методы исследования как способы решения научно-исследовательских задач: наблюдение, опросные методы, а также педагогический эксперимент.

Метод наблюдения подразумевает, согласно установкам общей педагогики, либо непосредственное восприятие исследователем изучаемых процессов музыкального воспитания школьников, либо опосредованное восприятие по определенным показателям. Вести наблюдение можно либо с нейтральной позиции, либо с пози­ции руководителя педагогического процесса. И в том и в другом случае материалы наблюдения должны фиксироваться в протоко­лах путем видеорегистрации, аудиозаписи. Условиями проведения такого исследования являются длительность, систематичность, объективность и массовость.

Метод наблюдения дополняют опросные методы, позволяющие обнаружить не только внешние проявления педагогических факторов, но и внутренние процессы. К опросным методам относятся беседа (с открытой или скрытой регистрацией ответов респондентов), анкетирование (контактное или заочное), тестирование (открытое — без заранее сформулированных ответов, закрытое — предлагающее несколько ответов на выбор, смешанное), интер­вьюирование.

Основным методом исследования в теории музыкального образования является педагогический эксперимент — опытная проверка гипотезы. Согласно общепедагогическим установкам различают следующие этапы эксперимента: констатирующий — выявление фактического состояния исследуемого объекта, проверочный — апробация гипотезы, созданной в процессе осмысления проблемы, формирующий — конструирование нового педагогического явления.

Искусство, художественное постижение действительности во все периоды истории являлось неотъемлемой стороной человеческой культуры, человеческого способа существования в мире.

Уникальность и значимость образовательной области «Искусство» связаны с тем, что в односторонне интеллектуализированной и вербализованной современной школе предметы, входящие в эту область, развивают эмоционально-нравственную и сенсорную культуру личности, пробуждают способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве; непосредственно на­правлены на развитие воображения и творческих способностей в качестве цели, а не побочного результата.

Только в искусстве дети, начиная уже с дошкольного возраста, бывают способны к полноценному творчеству. Занятия искусством, художественным творчеством снимают перегрузки школьников, полезны для здоровья, улучшают общую успеваемость.

В школе в процессе непосредственного участия в эстетической деятельности закладывается основа художественной культуры современного человека. Эстетическое воспитание — важнейший фактор становления личности школьника, его идеалов, вкусов и потребностей. Уроки искусства в общеобразовательной школе являются основной и самой массовой формой приобщения детей к мировым культурным ценностям.

Современное состояние преподавания искусств в общеобразовательной школе характеризуется обновлением содержания образования.

Разработаны вариативные образовательные программы по пред­метам художественно-эстетического цикла, оригинальные методики преподавания искусства в школе, впервые созданы учебни­ки по изобразительному искусству, музыке и мировой художе­ственной культуре.

Стремление многих школ реализовать инновационные разра­ботки, среди которых важное место занимают развивающее обу­чение, проектирование новых форм эстетического воспитания, создание разветвленной системы дополнительного художествен­ного и музыкально-эстетического образования, свидетельствует об осознании той роли искусства в развитии человека, о которой говорили выдающиеся деятели образования и культуры, стояв­шие у истоков формирования системы эстетического воспитания. Однако этот процесс протекает неоднозначно и противоречи­во. Часто музыкальное и изобразительное искусство выступают не как самостоятельные явления, а всего лишь как средство воспи­тания или познания объективной реальности. Как следствие — непонимание специфики воздействия искусства на человека, на становление его духовного мира. Очевидна также недооценка твор­ческих способностей детей, их возможностей в постижении об­разного языка искусства.

Общее художественное образование школьников недостаточно полно включает в себя воспитательный и образовательный потен­циалы литературы, театра, кино, музеев, средств массовой ин­формации, и для многих детей остаются недоступны целые плас­ты российской и зарубежной культуры прошлого и настоящего.

Высшая цель школьного музыкального образования заключа­ется в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцент­рированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка.Основные средства достижения такой цели — постоянные и систематические встречи воспитанников с музыкой, развитие на этой основе потребности в высоких образцах художественного твор­чества.