1.2 Хронология развития технических средств обучения в системе общего музыкального образования
Под техническим обеспечением музыкальных занятий подразумевается достаточно большой арсенал современной видео- и аудио-воспроизводящей аппаратуры, музыкальных инструментов, методических приспособлений и заготовок. Наличие его в кабинете музыки весьма желательно, невзирая на спорадичность использования отдельных устройств в учебном процессе, обусловленного их исключительной уникальностью и педагогической целесообразностью применения. Непредсказуемость творческой деятельности оказывается зачастую причиной возникновения нестандартных ситуаций, в которых учителю возможно "есть что сказать, но нет соответствующих средств обучения, с помощью которых это можно было бы сделать максимально доходчиво". Вместе с тем столь широкий спектр средств обучения, применяемых на уроке музыки, стал доступным лишь в последние десятилетия XX века вследствие интенсивного развития цифровых музыкальных инструментов и мультимедийной компьютерной техники. Иными словами, процессуальный аспект музыкального образования детей всегда являлся запоздалым отражением технологического прогресса в области конструирования звуковоспроизводящих и электроакустических устройств.
Несмотря на стремительную динамику в создании новейших образцов музыкальной техники, общее количество инструментов, используемых в современной концертной деятельности филармоний, самодеятельных коллективов и индивидуальных исполнителей, ничтожно мало в сравнении с их историческими прототипами. Следует иметь в виду и тот факт, что далеко не каждый музыкальный инструмент одинаково эффективен в применении на уроке. Это зависит как от его функциональных возможностей (солирующий - ансамблевый, одноголосный - многотембровый), так и специализации учителя.
Наиболее широкое распространение в общеобразовательных школах получили фортепиано, баян, аккордеон. При этом неизменно успешным остается применение на уроках (проводимых с использованием любых музыкальных инструментов) электронной звуковоспроизводящей аппаратуры. Однако лишь мультимедийный компьютер наделен многочисленными функциями имитации звучания многочисленных инструментов, в том числе, виртуальных, обработки зафиксированной в его памяти музыки, ее воспроизведения, нотации и видеосопровождения прослушиваемого произведения. Причем такая разноплановость его применения не сдерживает, а придает динамику творческому процессу. Поиск музыкального сочинения на диске, например, осуществляется мгновенно и безошибочно с одновременной демонстрацией тематического видеосюжета. Становится совершенно очевидным факт постепенного устаревания технологий звуковоспроизведения, используемых в последние десятилетия XX века. Наблюдающаяся тенденция убедительно подтверждает философский афоризм "Лучшее отрицает хорошее".
Таким образом, изучая хронологию развития специфических (исключительно музыкальных) средств обучения детей музыке, следует иметь в поле зрения, прежде всего, два аспекта данной проблемы: совершенствование музыкальных инструментов и звуковоспроизводящей аппаратуры (сначала - механической, затем электронной), с одной стороны, и их использование в образовательном процессе учебных заведений различных типов, — с другой.
В истории развития музыкальной культуры неоспоримый приоритет остается за вокально-хоровой музыкой. Ее детерминирующие свойства находятся в плоскости физиологических способностей человека. Созданию первых конструкций музыкальных инструментов закономерно предшествовал период овладения им собственным певческим голосом. Вполне естественным является предположение о существовании в древние времена изначально вокальной подготовки воспитанников учебных заведений того исторического периода. Вследствие этого объективное первенство певческому голосу человека присуждено уже потому, что он представляет уникальный, своего рода, "музыкальный инструмент" естественного происхождения. Вероятно поэтому овладение мастерством вокального пения считается относительно более простым в сравнении с освоением школы инструментального исполнительства. В некоторой мере это объясняется предопределенностью специализации, природой одаренных певческим голосом людей. Явно проявляющиеся у них способности становятся зачастую причиной парадокса. В силу своей исключительности и талантливости многие из них пользуются приобретенным даром извне, не заботясь о собственном совершенствовании и оставаясь, порой, невежественными в области мировой музыкальной культуры. Чрезвычайно негативное значение этот факт имеет для педагогической деятельности. Вместе с тем известно, что даже в современных школах с их технической оснащенностью методически грамотным и наиболее доходчивым представлением вокальной партии учащимся считается показ "с голоса" учителя. Особенно актуальным этот способ музыкальной педагогики был в эпоху интенсивной подготовки церковных певчих, то есть, фактически до периода системного государственного обеспечения учебных заведений музыкальными инструментами, а позднее - электронными звуковоспроизводящими устройствами.
Учитывая это, опорными данными в раскрытии анализируемой проблемы целесообразно принимать прежде всего сведения о принципиальных изменениях в технике вокального исполнительства, происходивших на протяжении истории его развития.
Археологические источники свидетельствуют о существовании богатых традиций в народно-обрядовом и культовом хоровом пении Вавилона, Индии, Египта. Прогрессивные изменения в мировую музыкальную культуру были привнесены Византией. Так, с упорядочением принципов церковного пения широкое распространение приобрел монодический григорианский (по имени Григория I Великого (папы Римского в 590 - 604 гг. н.э.)) стиль вокального исполнительства. Понятие же "a cappella" (хоровое пение без инструментального сопровождения) возникло в период художественного расцвета Сикстинской (по имени Ватиканского папы Сиксты IV, правившего в VI веке) капеллы, в которой принимали участие исключительно певцы.
В истории развития древнерусской музыкальной культуры отдельный интерес вызывает система монодического пения, т.н. распева. Подобное вокальное исполнительство отличалось полистилистикой. В частности, с II - го века практиковался знаменный распев с безлинейной нотацией, называющейся "знаменами" или "крюками". В этот период широкую известность имело и кондакарное (мелизматическое культовое) пение, в котором использовались стихи из псалмов с припевами (кондаки). Значительно позже, в XV - XVII вв., известность приобрели путевой и демественный, а с XVII века -киевский, болгарский и греческий распевы.
В процессе совершенствования техники хорового исполнительства и письма стиль знаменного распева стал основой многоголосного пения. Появление образцов раннего многоголосия, т.н. органу-ма, относится к средним векам. Одним из наиболее распространенных его видов явилось параллельное изложение мелодии на интервал кварты или квинты. Следует отметить, что в период средневековья "лекторам" (участникам хора) и "канторам" (исполнителям сольных фрагментов) петь приходилось по памяти, так как в существовавшем тогда "невменном" (знаковом, безлинейном) письме были зафиксированы лишь контуры мелодии и ее направление.
С XVI века в древнерусской церковной музыке используется вид строчного многоголосия. Называлось оно так из-за партий-строк, расположенных над текстом. Однако в середине XVIII-ro столетия строчное пение вытесняется более прогрессивным видом хорового исполнительства - партесным. Различали два стиля такого пения: "простоестественное" (с постоянным звучанием многоголосия) и "борительное, или концертовое" (с противопоставлением tutti и группы исполнителей).
Вместе с разделением христианства на православие и католицизм становилась более четкой грань между культовой и светской хоровой музыкой. Небывалые достижения в этом направлении отмечаются в эпоху Возрождения. Существенные изменения в развитии хорового искусства происходили, в частности, в сфере образования. Особо благоприятной средой для популяризации жанров мотета, светского хора, песни становилась студенческая среда. Окончательное разделение хоровой музыки на светскую и культовую произошло в период возникновения жанра оперы. Существенным фактором таких перемен было и развивающееся в ту пору соперничество представителей высшего сословия в содержании при дворе частных капелл. Вместе с выходом музыкальной культуры в светскую жизнь происходила интеграция вокальной и инструментальной музыки. В нотных записях того времени можно было обнаружить авторскую ремарку о паритетном праве хоровых или оркестровых музыкантов на исполнение произведения.
Одной из отличительных черт эпохи Ренессанса в области вокальной музыки явилось смешение певческих голосов с духовыми и смычковыми инструментами. Осуществлялся интенсивный поиск оптимального в тех исторических условиях музыкального звучания. Популярные в ту пору шансон и мадригал исполнялись с непременным инструментальным сопровождением.
В XVII - XVIII столетиях (эпоха Барокко) в вокальную музыку были привнесены радикальные новации. В хоровом исполнительстве главенствующим признавался принцип ведущей мелодии. Это было, своего рода, возражением представителей "новой вокальной школы" против имитационного стиля исполнения, когда текст практически неразличим, и чрезмерного использования в музыке контрапункта. Монтеверди, в частности, предлагал исполнителям зафиксированные в нотах лишь партии ведущей мелодии и баса. Сочинение остальных голосов возлагалось на самих участников хора.
Первые же упоминания о привитии учащимся школ навыков игры на музыкальном инструменте относятся к V веку до н. э. Речь идет о мусическом образовании детей в Древней Греции. Наиболее распространенными и достойными для городских школ (по убеждению Платона) считались лира и кифара. Подготовка детей деревенской знати в мусических школах велась с использованием свирели.
Следует отметить, что проводить строгую синхронизацию изобретения новых музыкальных инструментов с их внедрением в систему образования соответствующей формации людей, по меньшей мере, некорректно по ряду причин. Во-первых, обнаружение советскими учеными несколько десятков лет назад упомянутой свирели при раскопках древней цивилизации, насчитывающей 34 тысячи лет, уже исключает всякие предположения об использовании данного инструмента в музыкальном образовании детей. Известно, что единой системы подготовки молодого поколения в каменном веке быть не могло, как не существовало и централизованных государств. К тому же есть мнение ученых о непринадлежности свирели к самым древним инструментам ввиду ее относительно сложной конструкции. Апологетами этой точки зрения выдвигается предположение об использовании пещерными жителями вначале "простой тростниковой или камышовой трубки", а затем флейты Пана (по имени мифического бога Древней Греции - покровителя пастухов). Во-вторых, далеко не все известные человечеству музыкальные инструменты могли одинаково успешно применяться в учебном процессе учреждений образования. Звуки органа, например, в силу его громоздкости и, соответственно, стоимости можно услышать только в костелах и больших концертных залах мирового уровня. Менее востребованными в области массового музыкального образования считаются и инструменты, на которых можно исполнять произведения исключительно монодийного склада. Как правило, они обладают слабой звучностью, что можно также считать недостатком в работе с группой учащихся. Наконец, следует признать тот факт, что с момента изобретения новых музыкальных инструментов, как и инновационных электронных технологий, до их внедрения в учебный процесс школ проходит значительный период времени. От конструкторской лаборатории или частного мастера, до патентного бюро, и только затем к серийному производству утвержденного стандарта изделия и его массовому использованию - такова последовательность воплощения рационализаторских идей в практику. Существенным фактором зависимости динамики реализации новых технических изобретений в систему образования является и социально-экономическая стратегия государства.
Вследствие обозначенных причин относительной изолированности сфер производства специфических средств музыкального образования и их применения в учебном процессе общеобразовательных школ заметен недостаток исторических сведений о хронологии обеспечения ими уроков музыки. Проблема становится тем более очевидной при рассмотрении ее не только на примере совершенствования национальной системы просвещения, но и в совокупности с мировым опытом организации эстетического воспитания детей и подростков. В любом случае за первоисточники в аналитической цепирассуждений следует принимать научные данные о времени создания определенного музыкального инструмента или устройства, касающегося рассматриваемой темы.
- Уо «Мозырский государственный педагогический университет имени и.П. Шамякина»
- Развитие вокальных навыков путем преодоления психосоматических комплексов у учащихся младшего школьного возраста
- Реферат
- Педагогическое использование компьютерных технологий на уроке музыкИ
- Латушкиной Ирины Владимировны
- Оглавление
- Глава 1 Социально-исторические предпосылки совершенствования общего музыкального образования и воспитания школьников………6
- Глава 2 Активизирующая роль мультимедийного компьютера
- Введение
- Глава I социально – исторические предпосылки совершенствования общего музыкального образования и воспитания школьников
- Факторы оптимизации музыкально-эстетического
- 1.2 Хронология развития технических средств обучения в системе общего музыкального образования
- 1.3 Пути совершенствования преподавания музыки в современной общеобразовательной школе
- "Творческий анализ пьес из фортепианной сюиты м. Мусоргского "Картинки с выставки"
- Глава II активизирующая роль мультимедийного компьютера на уроке музыки
- 2.1 Музыкальные возможности компьютера
- 2.2 Использование компьютерных технологий в процессе
- 2.3 Результаты экспериментального исследования
- Заключение
- Список использованных источников