2.2 Использование компьютерных технологий в процессе
реализации основных положений программы по музыке
Современный этап реформирования системы образования характеризуется радикальной корректировкой методологических позиций как в отношении содержания и способов преподавания отдельных дисциплин, так и внедрения современных технических средств в учебный процесс. Многое здесь зависит от унифицированности взглядов ведущих ученых и специалистов-практиков на программные требования в различных отраслях педагогики.
Несмотря на позитивность создания вариативных программ, их подготовка в условиях конъюнктуры осуществляется порой с целью популяризации личных притязаний авторов в ущерб научно-методической значимости самих работ. Вследствие этого, отсутствие единой методологии преподавания учебной дисциплины приводит, зачастую, к растерянности молодого педагога перед выбором оптимального инварианта профессиональной деятельности. В подобной ситуации ему приходится рассчитывать исключительно на классические идеи апологетов педагогической науки, адаптируя их к современным социальным условиям.
Вместе с тем в области общего музыкального образования по-прежнему актуальной и практически значимой является концептуальная основа программы, подготовленной коллективом сотрудников лаборатории музыкального обучения АПН СССР под руководством Д.Б. Кабалевского. Кажущееся противоречие между масштабностью социальных изменений, внедрением широко декларируемых инновационных технологий в учебный процесс учреждений образования всех уровней и постулатами 70-х лет XX столетия априори можно считать либо необоснованным, либо вовсе надуманным, в зависимости от методологической позиции и корректности оппонентов объективной оценки программы. Нередко для данной категории представителей музыкальной педагогики суждения о ее сущности, сводимые лишь к постижению детьми определений "трех китов", не представляются нонсенсом. В этой связи обращение к мнению А. Эйнштейна: "То, что увидит исследователь в материале фактов, зависит от теории, которой он руководствуется", – становится весьма уместным [26, с. 66].
Вполне естественной, например, является реструктуризация пропорций художественного репертуара программы, проведенная в пользу увеличения национальных образцов музыки в республиках бывшего союза. Однако вряд ли можно подвергнуть сомнению обоснованную позицию авторов по отношению к творческой свободе педагога в выборе художественного материала, используемого на занятии: "Музыкальные произведения, включенные в программу, надо... рассматривать лишь как примеры, поясняющие тип,характер и степень сложности музыки, которая может быть при влечена к данному уроку. Знания и опыт учителя подскажут ему, какие произведения он может включить в уроки взамен указанных в программе. Он не должен бояться этих изменений: штамп в педагогике плох всегда, когда же речь идет об искусстве, он особенно плох и даже опасен" [, с. 15]. Думается, составители программы уже тогда допускали паритетную замену художественного репертуара образцами национальной классической и народной музыки, что подтверждается хотя бы названием тем четвертого (третьего) класса. Ведь на примере каждого произведения, доступного для восприятия ребенка, можно с успехом решать те, или иные педагогические задачи урока. Многое обусловлено содержанием информационного обеспечения учебного процесса. К тому же из следующего положения выясняется, что "...для ведения занятий в школахсоюзных и автономных республик в эту программу должны бытьвнесены некоторые коррективы за счет включения своего родного,национального материала. Чтобы не перегружать программу, новыйматериал может быть включен в уроки частично в порядке замены, а не дополнения. Тематическое построение программы облегчит эту работу" [21, с. 29].
В активе оппонентов актуальности анализируемой программы, вероятно, есть обоснование необходимости учета в работе с детьми и подростками фактора музыкальной моды. Этот аргумент следует признать объективным. Разве можно было спрогнозировать в 70-е гг. XX столетия (времена с совершенно иной социальной идеологией), что за столь незначительный исторический период в обществе бурно разовьется "вакханалия музыкального шоу-бизнеса". Причем многие его устроители и участники в подростковом возрасте, возможно, откровенно игнорировали музыку как вид искусства и предмет образования. На фоне этого становится очевидным факт влияния на современную молодежь конъюнктуры общественного признания и собственного благополучия, зачастую, вопреки ее истинным пристрастиям и наклонностям. В большой мере этому способствует динамичное совершенствование "мультимедийной" техники.
В свое время Д.Б. Кабалевский выявил корреляцию между афоризмом К.Д. Ушинского: "Запоет школа - запоет весь народ" [25, с. 4] и собственным: "Каждый класс - хор!" [21, с. 23], несмотря на несопоставимость уровня развития технических средств обучения в 60-е гг. XIX и 70-е XX столетий. Признавая фактор моды категорией нестатичной, целесообразно в основе любой деятельности, особенно педагогической, руководствоваться классическими эталонами как духовной, так и материальной культуры, принимая во внимание содержание современных образцов цивилизации. Эта аксиома, как нельзя лучше, отражена в программных установках на творческую свободу учителя в подборе художественного материала, определении структуры урока и драматургии его фабулы. Вероятно, объективная оценка значимости влияния фактора современности и моды на эстетические вкусы молодежи, данная составителями программы, предопределила содержание тем восьмого (седьмого) класса.
В этом же ракурсе прослеживается решение проблемы учета потребностного фактора в детском творчестве на уроке музыки. Снижение ее значимости на практике начинается с утверждения методической позиции учителя по отношению к стилю (императивному или сотворческому) ведения занятий, музыкальной избирательности учащихся, их свободе интерпретации художественного содержания произведений. Особенно широкий спектр педагогических условий, благоприятствующих удовлетворению эстетических потребностей детей, запрограммирован в методах создания "художественного контекста" и "музыкальных композиций" на уроке. Именно независимость личностного самовыражения ребенка экстраполируется в деятельность, именуемую творчеством.
Наконец, примечаниями технического характера к существующей программе, вызванными течением времени и, соответствующим ему социальным прогрессом, являются триместровое деление учебного года в общеобразовательных школах, упразднение музыки как учебной дисциплины в 8-м классе и прогнозируемое внедрение мультимедийной компьютерной техники в творческий процесс на уроках музыки. Первое из них разрешается либо путем интеграции тем в соответствии с количеством триместров, либо оставлением структуры программы без изменений. Благодаря уплотнению учебного времени, рекомендуемого для изучения определенного объема художественного материала, возмещается отсутствие музыкальных занятий в 8-м классе. Компенсация третьего примечания видится в применении компьютера на уроке музыки частично, или полностью, заменяя им существующие технические средства обучения без нарушения логики программных положений. От этого, несомненно, существенно завися эффективность и престижность музыкальных занятий, учебный интерес учащихся, реалистичность использования инновационных технологий в системе общего музыкального образования.
Таким образом, между объективным содержанием программы и ее современной инверсией действительно существуют технические разночтения. Однако они не имеют принципиального значения и характеризуются формалистичностью мышления их авторов. Вследствие этого, одним из вариантов компромисса между сторонниками и оппонентами продолжения функционирования существующей программы может стать ее переиздание с учетом факторов современности.
Как известно, одним из основных направлений совершенствования системы образования правомерно считать внедрение в учебный процесс инновационных технологий преподавания всех, без исключения, дисциплин. Масштаб проникновения данной идеи в сферу педагогической науки впечатлителен, что, безусловно, имеет позитивный смысл. Под ее эгидой проводит опыты и ученый, результатом деятельности которого являются открытия, отличающиеся принципиальной новизной, и учитель-практик, претворяющий их в учебный процесс. Вместе с тем настораживает эйфория и декларативность, в контексте которых реализуется обозначенная идея. Зачастую наблюдается непонимание этимологии термина "инновация" и оттого неуместное манипулирование им. При сравнительном анализе массовости внедрения новаторских и рационализаторских предложений в последние десятилетия XX века и инновационных технологий в наши дни становится очевидной некоторая "фетишизация" этого понятия. В педагогике, порой, весь смысл сводится к модернистскому изложению учебного материала, представляемому инновационным стилем преподавания. От этого теряется истинное значение данной дефиниции.
В этой связи следует выделить два аспекта понятия инновационных технологий применительно к сфере педагогики. Их суть сводится к внедрению в учебный процесс принципиально новых (не столько отличительных от прежних, сколько прогрессивных) методик преподавания дисциплин, с одной стороны, и новейших технических средств обучения - с другой. Учитель не сможет в полной мере увлечь детей традиционным изложением учебного материала в эпоху глобального окружения их мультимедиа-информацией без соответствующего технического обеспечения урока. Тем не менее, подобное состояние дел пока еще признается нормативным, хотя и имеющим тенденцию к эволюционным переменам. Более сложной оказывается ситуация для учителя, придерживающегося педагогических взглядов ретрограда. Формальное использование им компьютерной техники на уроке без определенной учебной цели, прочного знания его устройства и функциональных возможностей становится бессмысленным. По мнению В.А. Трусовой: "Когда все возможно, нужно точно знать, чего хочешь" [23, с. 1]. Весьма актуальным данное наблюдение является и для системы общего музыкального образования. В силу специфичности этой отрасли педагогики, в меньшей степени представленной в области науки, проблема использования инновационных технологий в рамках ее компетенции особенно очевидна. Оптимальная модель решения сложившейся антиномии видится в интегративном внедрении в учебный процесс прогрессивных методик преподавания и мультимедийных технических средств обучения на основе концептуальных положений программы по музыке.
Известно, что программные требования рекомендательного характера обусловлены задачами, принципами и методами их реализации. Так, основной смысл деятельности учителя на уроке заключается в формировании у детей положительного эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия; стремления к осознанному постижению содержания музыкального искусства; деятельностно-практического воплощения творческих замыслов в процессе исполнения музыки. "Сверхзадачей", по мнению Д.Б. Кабалевского, является соотнесение художественного содержания произведений с жизненными прообразами, установление обусловленности музыкальной семантики человеческим фактором. "Искусство, создаваемое человеком, - подчеркивал ученый, - создается им о человеке и для человека..." [7, с. 254]. Решение этих задач в современной общеобразовательной школе необходимо осуществлять прогрессивными методами с использованием соответствующих технических средств обучения.
Вполне понятно, что положительное эмоциональное отношение к музыке детерминировано соответствием ее художественного содержания эстетическим потребностям учащихся, уникальностью информационного контекста и качеством воспроизведения звуковой записи. Безусловное лидерство в этом смысле принадлежит мультимедийному компьютеру. Его технические достоинства дополняются мгновенным определением озвучиваемого сочинения, параллельной пост- или форкоммуникативной демонстрацией видеоклипов и тематических заставок. Это стимулирует решение задачи перевода эмоционального уровня музыкального восприятия в стадию осознанного анализа художественного содержания произведения, его эвристического сличения с жизненными аналогами.
Проблема организации непосредственного творчества, практического перевоплощения эмоциональных переживаний в музыкальной деятельности на уроке решается также значительно эффектней при помощи компьютерной техники. Варианты осуществления этого могут быть разнообразны. Педагогически оправданным, например, представляется игра на детских музыкальных инструментах под предварительно записанную, или воспроизводимую на Midi-клавиатуре в реальном времени, фонограмму тематической пьесы. Дидактический смысл содержится и в воспроизведении звучания VST-инструмента, соответствующего по тембру одному из существующих музыкальных инструментов, демонстрируемых на экране дисплея. В игровой форме может осуществляться поиск заданного учителем ритма в компьютерной "библиотеке звуков" и т. д.
Эффективность реализации программных принципов тематизма, целостности, образности урока, интегрирующего значения музыкального восприятия в творческой деятельности также во многом обусловлена рациональным применением компьютерной техники на занятии. Проблема заключается лишь в знании ее функциональных возможностей, овладении учителем навыками пользования стандартными и музыкальными программами (Cubase, Cakewalk Music Creator. Finale и т. д.), методической целесообразности применения того, или иного устройства в определенный фрагмент урока.
От этих же факторов зависит эффектность методов организации учебного процесса на уроке музыки. Динамичность извлечения мультимедиа-информации, хранящейся в памяти компьютера, стимулирует познавательный интерес учащихся, существенно упрощает процедуру обобщения тематического материала, изученного на уроке или в течение четверти (триместра); способствует реализации методов "забегания вперед и возвращения к пройденному"; выстраивания драматургии занятия; размышления о музыке в различных видах творческой деятельности; создания "эстетического контекста" и "художественных композиций"; выявления в музыке контрастов и сходств. Функции компьютерной техники, применимые в данном процессе, весьма представительны:
Демонстрация в Word темы урока, терминологии и пр.
Использование Midi-клавиатуры.
Показ тематических и развлекательных заставок, клипов.
Слушание звукозаписи на CD-RW.
Просмотр тематических к/фильмов.
Читка информации с дискеты.
Исполнение вокально-хоровых произведений под предварительно заимствованные фонограммы в INTERNET.
Иллюстрация знаков нотной грамоты крупным планом на экране монитора.
Сканирование и озвучивание нотного текста.
Распечатка заложенной в память компьютера музыкальной информации.
Сочинение мелодических и ритмических композиций с помощью Midi-клавиатуры.
Аранжировка знакомой или придуманной мелодии.
Поиск на клавиатуре заданного учителем ритмического рисунка.
Распознавание тембров инструментов, озвучиваемых на Midi- клавиатуре, с последующим их видеопоказом.
Инструментальное или вокальное исполнение произведений через микрофон под имеющийся в памяти компьютера "минусовый аккомпанемент".
Запись нотного текста в программе "Finale" и его озвучивание. Безусловно, это далеко не полный перечень функциональных
возможностей компьютерной техники, применимой на уроке музыки. Вполне прогнозируемо расширение ее технологического потенциала с последующей его адаптацией к условиям урока музыки. Между тем категорией относительно стабильной остается по-прежнему концептуальная основа общего музыкального образования детей и юношества, материализации которой призваны способствовать инновационные находки как в области преподавания, так и технического обеспечения учебного процесса.
- Уо «Мозырский государственный педагогический университет имени и.П. Шамякина»
- Развитие вокальных навыков путем преодоления психосоматических комплексов у учащихся младшего школьного возраста
- Реферат
- Педагогическое использование компьютерных технологий на уроке музыкИ
- Латушкиной Ирины Владимировны
- Оглавление
- Глава 1 Социально-исторические предпосылки совершенствования общего музыкального образования и воспитания школьников………6
- Глава 2 Активизирующая роль мультимедийного компьютера
- Введение
- Глава I социально – исторические предпосылки совершенствования общего музыкального образования и воспитания школьников
- Факторы оптимизации музыкально-эстетического
- 1.2 Хронология развития технических средств обучения в системе общего музыкального образования
- 1.3 Пути совершенствования преподавания музыки в современной общеобразовательной школе
- "Творческий анализ пьес из фортепианной сюиты м. Мусоргского "Картинки с выставки"
- Глава II активизирующая роль мультимедийного компьютера на уроке музыки
- 2.1 Музыкальные возможности компьютера
- 2.2 Использование компьютерных технологий в процессе
- 2.3 Результаты экспериментального исследования
- Заключение
- Список использованных источников