Приемы активизации учебной деятельности
относятся к той части метода обучения, которая отвечает за эффективное усвоение социального опыта, определенного образовательным стандартом. Описание данных приемов следует искать, главным образом, в работах по проблемному обучению. Далее приводим перечень приемов, «заимствованных» у двух авторов, причем опять с понижением ранга – не проблемные или поисковые методы, а приемы активизации учебной деятельности. В работе В.А. Ситарова56 в качестве «методов создания проблемной ситуации» фактически описываются следующие приемы:
– стимуляция познавательных вопросов учащихся (предложение решений, противоречащих жизненному опыту учеников; предъявление заданий с неопределенным окончанием и т.п.);
– стимуляция самостоятельного проявления инициативы (организация выполнения самостоятельных заданий по уже известному образцу типа «составь задачу», «составь аналогичное задание на новом содержании» и т.п.);
– стимуляция инициатив, выдвигаемых в ходе осуществления деятельности (использование намеренных ошибок; совместный поиск решения, притом, что учитель исходно выбрал неверный путь; поиск оптимального решения из 5–6 готовых вариантов и т.п.);
– стимуляция коллективных инициатив и инициатив по организации совместной деятельности (создание соревновательной ситуации, создание ситуаций для проявления инициативы-критики – намеренно не замечать промахов учеников и т.п.).
В книге П. Юцявичене57 среди «поисковых методов модульного обучения» обнаруживаются следующие приемы:
– обсуждение вполголоса (фактически – организация на уроке групповой работы над одной для всех или над разными темами);
– breinstorming (мозговой штурм) (этапы: высказывание идей, развитие идей, критика идей);
- Методы обучения (лекция)
- Объект и объективный аспект метода обучения
- Субъекты и субъективный аспект метода обучения
- Особенности восприятия информации обучающимися
- Классификация методов обучения
- Классификация методов обучения по способам фиксации, трансляции и восприятия информации Тип: мономодальные методы обучения
- Класс: аудиальные методы обучения
- Класс: визуальные методы обучения
- Класс: кинестетические методы обучения
- Тип: полимодальные методы обучения
- Класс: аудиовизуальные методы обучения
- Класс: визуально-кинестетические методы обучения
- Класс: аудиально-кинестетические методы обучения
- Класс: аудио-визуально-кинестетические методы обучения
- Структура метода обучения
- Приемы коррекции способов подачи учебной информации,
- Приемы, облегчающие работу с информацией,
- Приемы стимуляции и поддержания мотивации учения
- Приемы активизации учебной деятельности
- Приемы, способствующие планомерному осуществлению учебных действий,
- Приемы организации формирования необходимых учебных умений, навыков и способов действия
- Приемы организации обратной связи
- Приемы, обеспечивающие рефлексивное осознание результатов деятельности
- Инвариантность и ситуативность методов обучения
- 48Http://www.Inse.In/content/630