logo
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (ЛЕКЦИЯ)

Структура метода обучения

Структура метода обучения представляет собой системно организованную совокупность методических приемов, обеспечивающих успешную реализацию его функций.

Методический прием – это структурный элемент метода обучения, задающий порядок действий субъектов в процессе обучения. И в этом смысле метод обучения представляет собой систему методических приемов, которая в соответствии с конкретными образовательными целями регламентирует порядок действий учителя и ученика, направленных на передачу и усвоение необходимой учебной информации.

Одной из ярчайших черт методов обучения является их дуализм (двойственность), который проявляется даже не в том, что в его реализации принимают участие два субъекта с разными целями и деятельностями. Двойственность метода обучения находит свое отражение в том, что системообразующим фактором в его структуре является конструктивное единство способов работы с информацией и элементов, ее обеспечивающих (с объективной стороны) и способов организации ее интериоризации (с субъективной стороны), то есть единство объективного и субъективного в методе.

Таким образом, в структуру метода обучения входят:

с объективной стороны метода обучения: приемы, обеспечивающие трансляцию учебной информации; приемы коррекции способов подачи учебной информации; приемы, облегчающие работу с информацией (приемы визуализации информации);

с субъективной стороны метода обучения: приемы стимуляции и поддержания мотивации учения, включающие приемы, обучающие целеполаганию; приемы активизации учебной деятельности; приемы, способствующие планомерному осуществлению учебных действий; приемы организации формирования необходимых учебных умений, навыков и способов действия; приемы организации обратной связи; приемы, обеспечивающие рефлексивное осознание результатов деятельности.