Приемы стимуляции и поддержания мотивации учения
относятся к той части метода обучения, которая призвана обеспечить эффективное усвоение социального опыта, определенного образовательным стандартом. Необходимость введения такой группы приемов обусловлена тем, что в отсутствие устойчивой мотивации регулярная продуктивная учебная деятельность невозможна. Описываемые далее приемы приводятся нами по материалам работы К.Н. Антоновой и Н.И. Башмаковой54, с той только разницей, что в первоисточнике эта группа названа «методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности».
• Приемы эмоционального стимулирования:
– создание ситуации успеха в обучении (например, подбор заданий нарастающей сложности, последовательное выполнение которых способно поддерживать у ученика уверенность в собственных силах);
– поощрение и порицание;
– игровые приемы (дидактические игры, игровые ситуации, имитационный тренинг и т.п.);
– постановка перспектив трех уровней: ближней (одно задание, урок, день), средней (неделя, четверть, год) и дальней (несколько лет, вся жизнь).
• Приемы развития познавательного интереса:
– создание проблемных ситуаций;
– стимулирование занимательным содержанием;
– создание ситуации творческого поиска.
• Приемы формирования ответственности и обязательности:
– формирование понимания личностной значимости учения (включает коррекцию цели в случаях, когда цели, выдвигаемые учеником, не способствуют эффективному учению);
– предъявление учебных требований (правила поведения, критерии оценки, правила внутреннего распорядка и т.п.);
– контроль исполнения предъявленных требований.
• Приемы, направленные на обучение целеполаганию (по А.В. Хуторскому55)
– организация выбора целей из предложенного набора;
– классификация учениками самостоятельно сформулированных целей с последующей их детализацией;
– обсуждение ученических целей на реалистичность их достижимости;
– конструирование целей с помощью заданных алгоритмов;
– формулирование целей на основе результатов рефлексии;
– сравнение индивидуальных и коллективных целей.
- Методы обучения (лекция)
- Объект и объективный аспект метода обучения
- Субъекты и субъективный аспект метода обучения
- Особенности восприятия информации обучающимися
- Классификация методов обучения
- Классификация методов обучения по способам фиксации, трансляции и восприятия информации Тип: мономодальные методы обучения
- Класс: аудиальные методы обучения
- Класс: визуальные методы обучения
- Класс: кинестетические методы обучения
- Тип: полимодальные методы обучения
- Класс: аудиовизуальные методы обучения
- Класс: визуально-кинестетические методы обучения
- Класс: аудиально-кинестетические методы обучения
- Класс: аудио-визуально-кинестетические методы обучения
- Структура метода обучения
- Приемы коррекции способов подачи учебной информации,
- Приемы, облегчающие работу с информацией,
- Приемы стимуляции и поддержания мотивации учения
- Приемы активизации учебной деятельности
- Приемы, способствующие планомерному осуществлению учебных действий,
- Приемы организации формирования необходимых учебных умений, навыков и способов действия
- Приемы организации обратной связи
- Приемы, обеспечивающие рефлексивное осознание результатов деятельности
- Инвариантность и ситуативность методов обучения
- 48Http://www.Inse.In/content/630