1.3. Структура физкультурно-педагогического образования в современной России
В Российской Федерации разработана Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015гг.», которая раскрывает важнейшие функции физической культуры и спорта и нацеливает российское общество на выполнение целого ряда задач.
В программе отмечается, что: а) спорт – один из факторов, обеспечивающих безопасность и стабильность развития государства; б) занятия детей и других категорий населения физической культурой и спортом являются важными средствами сохранения уровня здоровья и физической работоспособности граждан; в) физическая культура – важнейшее средство профилактики негативных явлений, связанных с курением, алкоголизацией и наркоманией и др.
Эта программа ставит перед российским обществом ряд задач, основными среди которых являются:
1. Повышение интереса населения России к занятиям физической культурой и спортом;
2. Развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства;
3. Создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков;
4. Развитие материально-технической базы спорта высших достижений и подготовки олимпийского резерва.
Эти задачи могут реализовать должны различные специалисты в области физической культуры и спорта: учителя физической культуры, тренеры различных видов спорта, преподаватели лечебной физической культуры, инструкторы по туризму, спортивные менеджеры и др.
Подготовка специалистов для системы физической культуры осуществляется в образовательных учреждениях. Выделяют следующие этапы этой подготовки:
1. Среднее профессиональное физкультурно-педагогическое образование.
2. Высшее профессиональное физкультурно-педагогическое образование.
4. Дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации, подготовка и переподготовка специалистов по физической культуре и спорту).
4. Послевузовское профессиональное образование (аспирантура, докторантура).
Пропедевтической базой профессионального физкультурно-педагогичес-кого образования является система начального физкультурного образования, к которой относят детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), спортивные детско-юношеские школы Олимпийского резерва (СДЮШОР), спортивные клубы, спортивные секции по различным видам спорта. Ее основной целью является пробуждение интереса школьников к физической культуре и их оздоровление. Профессиональная жизнь многих выпускников учреждений системы начального физкультурного образования будет связана со сферой физической культуры и спорта: кто-то из них достигнет определенных результатов в спорте высших достижений, кто-то станет тренером, преподавателем физической культуры. Для другой части выпускников ДЮСШ и СДЮШОР занятия в спортивных школах станут источником любви к активному и здоровому образу жизни (К какой из указанных групп юных спортсменов Вы могли бы себя отнести? В каком учебном заведении Вы получили допрофессиональное физкультурное образование?)
Среднее профессиональное физкультурное образование получают студенты техникумов физической культуры и медицинских училищ со спортивным уклоном. Их выпускники имеют право работать помощниками тренера, помощниками воспитателя в спортивных лагерях, плавруками и физруками в детских оздоровительных лагерях, массажистами в спортивных командах, инструкторами по лечебной физической культуре в оздоровительных группах при спортивных учреждениях и предприятиях, помощниками инструктора по туризму и др.
В настоящее время учебные заведений среднего профессионального образования (СПО) спортивного профиля преобразованы в довузовские факультеты. Они объединены в интегрированную образовательную систему с факультетами физической культуры и спорта, (физического воспитания) педагогических вузов. Это позволяет выпускникам учреждений СПО продолжить обучение и повысить свою квалификацию по своей профессии на дневном или заочном отделении профильного вуза.
Высшее профессиональное образование в области физической культуры осуществляется в вузах (педагогических институтах, университетах и др.), где есть факультеты физической культуры и спорта. Основная цель высшего педагогического образования – подготовка кадров высшей квалификации на уровне бакалавра, специалиста или магистра. В сфере физкультурно-педагогического образования основным является уровень специалиста, а достижение уровня магистра можно считать одной из форм повышения квалификации.
В ходе высшего физкультурно-педагогического образования выпускники вузов могут получить специальности учителя физической культуры; тренера по разным видам спорта; инструктора по адаптивной физической культуре для проведения занятий с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья; спортивных менеджеров; инструкторов по спортивному туризму; психологов в области спортивной психологии и др.
Эти специальности студенты осваивают на уровне специалитета. Они обучаются в вузе в течение пяти лет на дневном (очном) отделении или 5-5.5 лет – на заочном или вечернем отделении (Назовите пять видов учреждений, в которых могут работать специалисты с высшим физкультурно-педагогическим образованием).
На факультетах физической культуры и спорта студенты выполняют разные виды деятельности важнейшими, среди которых являются спортивная, учебная и научно-исследовательская.
Большую роль в процессе обучения студентов играет научно-исследова-тельская работа. На младших курсах она реализуется в научных студенческих кружках в форме написания рефератов, докладов и др. На старших курсах эта работа включает исследования в форме курсовых, выпускных квалификационных работ и предполагает участие в студенческих и других научно-практических конференциях.
При организации научно-исследовательских студенческих работ учитывается: а) спектр решаемых научно-практических проблем в соответствии с наличием физкультурно-педагогических специальностей и специализаций; б) фундаментальность научных исследований и их инновационность; в)профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава данного вуза; г) учет мирового и иного передового научного опыта; д) внедрение полученных результатов (Приведите названия двух видов вашей учебной деятельности, которые вы считаете исследовательской).
Дополнительное профессиональное образование. Его целью является либо расширение и углубление знаний в конкретной профессии, либо приобретение новых профессиональных знаний в сфере физической культуры и спорта, либо приобретение более высокого уровня в вертикали научного образования в данной сфере.
В системе физкультурно-педагогического образования можно выделить несколько разновидностей дополнительного профессионального образования. Одной из них является получение дополнительной специальности, например, учитель физической культуры приобретает специальность инструктора по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму или специализацию тренера по единоборствам или аэробике и фитнесу.
Другой разновидностью этого вида образования является систематическое прохождение курсов повышения квалификации по той специальности, по которой он работает в учебном заведении; в этом случае специалист осваивает передовой опыт и новые научные достижения в области своей профессиональной деятельности, которую он осуществляет повседневно. Третьей разновидностью является повышение уровня его квалификации посредством обучения в аспирантуре или докторантуре.
Педагог, владеющий несколькими смежными специальностями, имеет больше возможностей для успешного карьерного роста в сфере своей деятельности.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется в разных формах, одной из которых является самообразование. В этом случае специалист самостоятельно систематизирует, корректирует свои знания, углубляет их. Самообразование является обязательным компонентом деятельности любого специалиста. (Назовите пять источников информации, которые специалист в области физкультурно-педагогического образования может использовать для самообразования)
Специфика сферы физической культуры состоит в том, что кроме теоретических знаний, педагог по ФК должен постоянно совершенствовать свои физические кондиции. Для этого он должен заниматься спортом сам, а также самостоятельно и вместе со своими воспитанниками принимать участие в спортивных соревнованиях участвовать в творческих мастер-классах своих коллег. (Считаете ли Вы необходимым, чтобы педагог рассказывал ученикам о своих спортивных достижениях? Для чего, на Ваш взгляд, это может быть нужно?).
Дополнительное профессиональное образование может осуществляться как в рамках физкультурно-педагогического образования, так и в иной профессиональной сфере в области педагогики, психологии, спортивной медицины, менеджмента или других сфер профессиональной деятельности. Последнее происходит при невозможности найти сферу приложения своим профессиональным качествам (что вполне возможно в современных социально-экономических условиях; это нежелательно для специалиста, но вполне возможно). Дополнительное профобразование может осуществляться как параллельно получению высшего образования, так и на послевузовском этапе.
П о с л е в у з о в с к о е профессиональное образование, как правило, осуществляется через несколько лет (самое большее – через 5 лет) или раньше (сразу после окончания вуза). Сведения о его формах приведены в табл. 1.
Цель послевузовского физкультурно-педагогического образования состоит в повышение качества работы специалистов за счет освоения специалистами достижений в области физкультурно-педагогической науки и практики.
Для повышения квалификации специалистов физкультурно-педагогичес-кого профиля организуются курсы повышения квалификации различной направленности и продолжительности. Эти курсы необходимо проходить систематически не реже одного раза в пять лет, в рамках требований систематической аттестации.
Таблица №1
Формы послевузовского физкультурно-педагогического образования
Форма послевузовского образования | Задачи, решаемые специалистом | Продолжи-тельность обучения |
Курсы повышения квалификации в институте развития образования | Углубление и коррекция знаний, расширение профессионального кругозора, обмен опытом с коллегами, ознакомление с новинками теории и методики обучения ФК. | 50-250 часов 1 раз в 1-3 года |
Специализации переподготовки в вузе | Переподготовка для перехода на новую работу, для повышения конкурентоспособности на рынке труда, расширение профессиональных знаний. | 500-1000 часов |
Магистратура в вузе | Решение прикладных проблем, возникающих в практике работы специалистов по ФК. | 500-1000 часов |
Аспирантура в вузе | Решение научно-практических проблем, важных для теории науки и для работы многих специалистов по ФК. | 3-5 лет |
Докторантура | Решение фундаментальных научно-практических проблем. | До завершения научного исследования |
Специалисты физкультурно-педагогического образования могут осваивать и другие специализации, например: «Аэробика и фитнес в образовательных учреждениях разных типов», «Единоборства и активная самооборона», «Спортивная экономика», «Специальный психолог», «Спортивный психолог», «Туристическая деятельность», «Массаж и лечебная физкультура в медицинских и санаторных учреждениях» и др. Это расширяет спектр их профессиональной деятельности, обеспечивает их социальную защищенность.
Если специалист имеет квалификацию «Бакалавр» то ему необходимо закончить магистратуру, при этом он приобретает законченное высшее образование повышенного уровня. Если он имеет квалификацию «Специалист», то в этом случае необходимость получения квалификации «Магистр» отсутствует и для повышения квалификации по вертикали, он может поступить в аспирантуру, после завершения которой, и написания кандидатской диссертации он приобретает ученую степень кандидата соответствующих наук.
Если деятельность научного работника с ученой степенью кандидата наук будет плодотворной, то он может продолжить свое образование в докторантуре. Проведение фундаментальных исследований, написание и защита докторской диссертации позволяет специалисту получить ученую степень доктора наук.
Роль специалистов в области физической культуры и спорта в современном социуме велика и неуклонно возрастает. Сферы приложения их профессиональных сил многообразны – от разных образовательных учреждений, до учреждений, спорта, медицины, туризма (Обоснуйте необходимость постоянного самообразования и непрерывного образования специалиста в области физической культуры).
Направления реформирования физкультурно-педагогического
образования
Социально-экономические условия современного российского общества требуют реформирования в области образования, в том числе и физкультурно-педагогического. Они отражены в Федеральных законах «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и новом «Законе об образовании».
В связи с этим в структуре высшего физкультурно-педагогического образования необходимо решить задачи:
1. Формирование новых подходов и условий развития системы высшего образования на основе современного социального заказа;
2. Совершенствование существующей образовательной системы.
Решением первой задачи является интеграция профессионального образования в сфере физкультурно-педагогического образования мировую систему высшего образования при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы. Оно осуществляется через «Болонский процесс», который позволяет обеспечить следующие свойства единого общеевропейского образовательного пространства:
Упрощение мобильности граждан в пределах Европы;
Сохранение автономии и разнообразия университетов, и национальных систем высшего образования;
Признание всеми странами Болонского процесса трех общеевропейских уровней квалификации специалистов в системе высшего образования: бакалавр, специалист, магистр;
Введение единой системы оценки учебной трудоемкости – кредитов (зачетных единиц);
Введение образовательных программ общеевропейского содержания;
Повышение качества обучения;
Вовлечение студентов и студенческих организаций в схему управления университетами;
Развитие системы дистанционного обучения
Развитие системы непрерывного обучения.
В области физической культуры реформирование образования рассматривают в двух плоскостях: а) формирование физически культурного человека; б) профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта, целью которого является подготовка специалистов (Почему необходим Болонский процесс и в чем его сущность?).
При реформировании высшего физкультурно-педагогического образования вводят вариативные способы профессиональной подготовки, учитывающие склонности и способности студентов, позволяющие раскрываться творческому потенциалу личности (введение новых интегрированных форм обучения и т.д.). К таким формам можно отнести «техникум физической культуры – вуз» (специальности «Физическая культура и спорт», «Физическая культура», «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» и т.д.) и др.
Включение в учебный процесс профессиональных программ (специализаций) с присвоением дополнительной квалификации открыли новые возможности для осуществления межпредметных связей в учебном процессе на новом уровне. Все это расширяет возможности успешного трудоустройства выпускников факультетов физической культуры.
Задания для самостоятельной работы
Ответьте на вопросы в тексте параграфа, ответы запишите в рабочую тетрадь.
Назовите пять специализаций в области физкультурно-педагогического образования.
Перечислите обязанности, которые выполняет специалист по адаптивной физической культуре в общеобразовательной школе.
4. Перечислите этапы физкультурно-педагогического образования и приведите примеры соответствующих им учебных заведений.
5. Обоснуйте необходимость систематического реформирования образовательных систем, в том числе и в области физической культуры.
6. Докажите необходимость довузовской стадии именно в физкультурно-педагогическом образовании.
- Введение
- История образования в области физической культуры. Особенности современного физкультурно-педаго-гического образования в России
- 1.1. История развития физической культуры как области общественной жизни
- 1.1.1. История физической культуры за рубежом
- 1.1.2. История физической культуры в России
- 1.1.3. Характеристика проблем физической культуры современной России
- История развития физкультурно-педагогического образования в России
- Возникновение и становление педагогической профессии в сфере физической культуры
- Роль мыслителей и ученых в развитии педагогической мысли в сфере физической культуры
- Особенности профессии современного педагога по физической культуре
- 1.3. Структура физкультурно-педагогического образования в современной России
- 1.4. Предметная подготовка специалистов в сфере физической культуры. Роль дисциплин психолого-педагогического цикла в физкультурно-педагогическом образовании
- Основные виды педагогической деятельности в сфере физической культуры
- 2.1. Сущность педагогической деятельности специалиста в области физического воспитания
- 2.2. Краткая характеристика профессиональной деятельности педагога по физической культуре в образовательных учреждениях различных типов
- Основные виды педагогической деятельности специалиста по физической культуре
- Особенности профессиональной деятельности учителя физической культуры в образовательных учреждениях различных типов
- Особенности профессиональной деятельности спортивного тренера
- Виды профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
- Сущность профессиональной педагогической деятельности инструктора-организатора рекреации и туризма
- 2.3. Закономерности, принципы и правила педагогического процесса
- 2.4. Значение педагогических исследований в формировании специалиста в сфере физической культуры
- 2. Практические методы исследования
- Профессиональное становление специалиста по физической культуре в системе непрерывного образования
- 3.1.Профессиональные требования к специалисту в сфере физической культуры
- Мотивационно-профориентационные компетенции
- Информационные компетенции
- Креативные компетенции
- Коммуникативные компетенции
- Исследовательски-методические компетенции
- Спортивно-оздоровительные компетенции
- 3.1.1. Профессиональное самообразование педагога по физической культуре
- Профессиональный рост учителя физической культуры в образовательных учреждениях разных типов
- Пути построения профессиональной карьеры спортивным тренером
- Профессиональная карьера специалиста по адаптивной физической культуре
- Профессиональное совершенствование инструктора по спортивно-оздоровительному туризму
- 3.2. Мотивация педагогической деятельности, формирование педагогической направленности специалиста по физической культуре
- 3.3. Формирование профессионально важных качеств личности специалиста по физической культуре в ходе получения им профильного образования
- Заключение
- Список литературы
- Глоссарий
- Содержание
- Введение в педагогическую деятельность в сфере физической культуры