logo
А.С Макаренко и современная школа

1.2 Значение педагогического опыта А.С. Макаренко в системе современного образования

Отношение к творчеству Макаренко переживало разные времена: от критики до "канонизации" советской системой воспитания и образования. Зачастую его представляли как "сталиниста", защитника тоталитарного режима. В последние годы стала подвергаться сомнению его идея коллективизма. Нередко Макаренко противопоставлялся гуманистической педагогике Я. Корчака.

Свой опыт он осветил в педагогических трудах "О воспитании", "Книга для родителей", художественно-педагогических произведениях "Педагогическая поэма", "Флаги на башнях", "Марш тридцатого года" и др., подтверждая его на примере собственной успешной педагогической деятельности в колонии им.М. Горького, коммуне им.Ф.Э. Дзержинского [10, с. 89].

Известно, что восприятие его педагогических идей общественной мыслью как в нашей стране, так и за рубежом переживало свои взлеты и падения.

Однако в настоящее время можно с уверенностью заявить, что учение А.С. Макаренко жизненно, несмотря на острую разрушающую критику разработанной им системы воспитания. Оно еще раз выдержало и в новых условиях доказало, что настоящее педагогическое наследие уничтожить нельзя и что оно законно занимает заслуженное место в классической отечественной и мировой педагогике [12. с. 220].

По мнению норвежского исследователя А. Ролла, значение теории и практики А.С. Макаренко столь велико, что только следующие поколения оценят их по достоинству [2, с. 101]. Исследователи творчества А.С. Макаренко из России, Украины, Белоруссии, Германии, Венгрии, Польши, Италии, Вьетнама, Китая, США, объединенные с 1991 г. в Международную макаренковскую ассоциацию, полностью разделяют это мнение, стремясь приблизить эру А.С. Макаренко везде, где есть потребность в нравственно здоровом поколении.

Какие идеи для нас были и остаются наиболее важными, востребованными в теории и опыте современной школы для педагогов-практиков?

Теория воспитания А.С. Макаренко основывается на принципе целостности воспитания детей. Он утверждал, что ребенок - существо целостное, и необходимо воздействовать на него целостно, творчески учитывая все самые лучшие задатки в каждом ребенке. Он считал, что гармоничная личность развивается и формируется через социальное взаимодействие, внутренние переживания, личностный опыт, получаемые результаты и ценности, вырабатываемые, опровергаемые и подтверждаемые действительностью [5, с. 21].

С точки зрения А.С. Макаренко, целями общечеловеческого значения являются воспитание патриотизма, коллективизма, общинности, соборности, честности, заботливости, бережливости, ответственности, работоспособности искренности, прямоты, уважения к другому человеку, его переживаниям и интересам. Доказано, что в современных условиях эти качества также имеют общечеловеческую ценность.

В разделе "С верой в человека" книги "О воспитании" А.С. Макаренко подчеркивает значимость в воспитательной работе цели воспитания, называя первой целью воспитания формирование коллектива, а достижением целей коллектива - общий труд, долг и честь [8].

А.С. Макаренко внес неоценимый вклад в становление и развитие теории самоуправления, выявил и убедительно раскрыл основные элементы системы управления жизнедеятельностью школьного коллектива: целеполагание, планирование, организацию и самоуправление. Вершиной школьного самоуправления в 20 - 30-е гг. XX в. можно считать созданную А.С. Макаренко коммуну им.Ф.Э. Дзержинского, в которой все управление осуществлялось самими коммунарами. Система самоуправления коммуны содержалась в "Конституции страны ФЭД". В соответствии с ней высшим органом в коммуне было общее собрание коммунаров, которое имело право накладывать на коммунаров взыскание. В период между общими собраниями главным органом управления был совет командиров отрядов, в который входили начальник коммуны, его помощник, начальник хозяйственной части, врач, секретарь комсомольской организации, начальник завода. На общем собрании коммунаров избирались санитарная, столовая, хозяйственная комиссии, клубный совет. В конституции были обозначены также полномочия, конкретные обязанности и порядок деятельности каждой комиссии [11. с.167].

Важно отметить еще одно положение теории Макаренко, на которое также необходимо опираться современной начальной школе: значимость разумно построенного семейного воспитания. Макаренко утверждал, что только в той семье дети получат правильное воспитание, которая сознает себя частью общества, в которой деятельность родителей рассматривается как необходимое обществу дело.

В своих работах А.С. Макаренко большое внимание уделял вопросам семейного воспитания, считая, что сложнее перевоспитать ребенка, чем правильно его воспитать, где главная роль принадлежит родителям и педагогам. Обращаясь к родителям, он писал: "Воспитание детей - это самая важная область нашей жизни. Наши дети - это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети - это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это не все: наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной" [2, с.105].

Гуманизм - фундаментальное положение концепции А.С. Макаренко. Создавая коллектив как организованную гуманную среду для ребенка, заботясь о его безопасности, о коллективных традициях и законах, которые защищают от произвола и насилия со стороны отдельных индивидов, школа, таким образом, предоставляет благоприятные условия для нормального развития и самовыражения каждого воспитанника. В гуманной демократической школе детский коллектив как воплощение действительно человеческих отношений может и должен остаться фундаментальным элементом педагогического процесса. Важно сохранить и расширить реальные права школьника в этом сообществе. Должна получить простор подлинно макаренковская демократия: реальное ученическое самоуправление в рамках жизнедеятельности коллектива, гласность обсуждения и принятия решений, выборность и отчетность всех уполномоченных лиц с низу до верху, взаимная ответственность [15, с.166].

Таким образом, доминирующими идеями А.С. Макаренко, применимыми в современной начальной школе, являются гуманизм и нравственное воспитание школьников, воспитание чувства ответственности и долга, воспитание уважения к личности, результатом которой становится раскрытие положительных моральных качеств. Данные положения достаточно актуальны в наше время, а их реализация, на наш взгляд, необходима.

Ростки опыта А.С. Макаренко дали всходы в педагогической деятельности многих современных педагогов и конкретных педагогических системах. Как подчеркивает А.Ю. Рябуха [19], технология коллективного воспитания А.С. Макаренко широко используется в нашем государстве и за рубежом. Ее значимость и жизнеспособность доказана опытом его последователей (А. Калениченко [4], С.С. Невская [13], О.О. Рева [18], Т.В. Сердюк [21] и многих других).