Заключение
Научно-педагогическая деятельность выдающегося педагога с мировым именем Антона Семеновича Макаренко была направлена в будущее, то есть в настоящее. Сложные условия, в которых он работал, не дали возможности полностью раскрыться его творческому потенциалу, но в наследии педагога результативно соединились теория и методика обучения и воспитания, важные проблемы педагогического мастерства и практические достижения.
Ценным вкладом в педагогическую науку стало определение А.С. Макаренком роли педагогического коллектива, руководителя школы как решающего фактора в обучении и воспитании детей. Лично от каждого учителя - предметника, классного руководителя, воспитателя, заместителя директора и самого директора школы зависит и уровень знаний, и уровень воспитанности каждого ученика. Важно, чтобы требования всех членов коллектива учреждения были едиными, мотивированными и понятными для детей.
Анализ педагогического наследия А. C. Макаренко свидетельствует о том, что в центре своей воспитательной системы он ставил нравственное воспитание, подготовку молодого поколения к жизни. Педагога беспокоило много важных проблем: общество и личность, коллектив и личность, свобода и необходимость, права и обязанности, авторитет, власть и такт, сознательная дисциплина, требовательность и уважение и т.д.
Педагогическая система A. C. Макаренко многогранна, она изучается специалистами всего мира. Мировые и отечественные исследователи акцентируют внимание преимущественно на таких аспектах педагогического опыта A.C. Макаренко, как:
роль коллектива в развитии личности;
принципы параллельного действия, единства воспитания и обучения;
организационная структура коллектива как условие обретения опыта социальных отношений;
условия эффективности трудового воспитания;
роль хозяйственных отношений в коллективе с целью становления личности.
Вся система воспитания Макаренко основана на трех взаимосвязанных принципах.
Принцип первый: труд, при этом у воспитанников должна быть возможность выбора, чтобы каждый мог найти дело по душе.
Принцип второй: самоуправление. Организовать его без соблюдения первого принципа невозможно, потому что чем тогда всерьез управлять?
Принцип третий: коллективная ответственность.
Макаренковское наследие - уникальнейший в истории мировой педагогики итог органического совмещения длительной (25 лет) и необыкновенно успешной практической, научной, педагогической работы, теоретической деятельности в педагогике, а также художественного и эстетического освоения педагогической действительности.
При опоре на эти три основных метода познания в их совместимости, А.С. Макаренко очень близко подошел к воспитательному процессу и развитию совершенно целостной человеческой личности, в гармоничной связи трех ее главных блока: практического и волевого, эмоционального и эстетического, интеллектуального и научного.
Делая вывод, стоит еще раз подчеркнуть значимость взглядов А.С. Макаренко, прежде всего как увлеченного воспитанием личности человека педагога-практика, чья деятельность никогда не будет забыта потомками. Идеи педагогики этого выдающегося педагога останутся актуальными на любом этапе развития педагогической науки и практики.
Литература
1. Гриценко Л. И.А.С. Макаренко: педагогика трудного детства / Л.И. Гриценко. - Волгоград, 2003. - 212 с.
2. Дичек Н.П. Зарубежные исследователи об идеях семейного воспитания В. Сухомлинским и А. Макаренко / Н.П. Дичек // Науч. зап. сер. педагогика / Терноп. гос. пед. ун-т им.В. Гнатюка. - Т., 2012. - № 5. - С.100-105.
3. Інноваційність ідей А.С. Макаренка в педагогіці ХХІ століття / за ред. О.А. Дубасенюк: монографія. - Житомир: Вид-во ЖДУ ім. І. Франка, 2013. - 304 с. Галлиев Р.Р., Газизов Ф.Г. Традиции в формировании личности // Педагогическое образование: история, современность, перспективы. Материалы 1 Международной научнопрактической конференции, посвященной 135-летию Казанского педагогического колледжа.30 марта 2012 г. Под ред. проф. Маликова Р.Ш. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - С. 20-22.
4. Калениченко А. Актуальні питання сімейного виховання в педагогічній спадщині А.С. Макаренка / А. Калениченко // Полтавський державний педагогічний інститут ім.В.Г. Короленка: зб. наук. пр. Сер. Пед. науки. - Полтава, 2009. - Вип.1 (5). - С.67-72.
5. Ковальчук Л.Ю. Педагогічна спадщина А. Макаренка та сімейне виховання дітей: навч. план і програма занять для організаторів пед. освіти батьків / Людмила Юзефівна Ковальчук; АПН України, Прикарпат. ун-т ім.В. Стефаника. - Івано-Франківськ, 2007. - 55 с.
6. Константинов Н.А. Жизнь и педагогическая деятельность А.С. Макаренко / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. - М.: Просвещение, 1982. - 121 с.
7. Макаренко A. C. Педагогические сочинения: В 8-ми т. / А.С. Макаренко. - М., 1983. - 512 с.
8. Макаренко A. C. Твори: В 7-ми т. - Т.4. - Киев: Рад. школа, 1954. - 480 с.
9. Макаренко А.С. Собрание сочинений: в 4 т. - Т.2. - 542 с.
10. Малинин В.И. К дискуссии о наследии А.С. Макаренко / Малинин В.И. // Педагогика. - 2014. - № 2. - С.89.
11. Матвієнко О.В. Проблеми духовно-моральних основ сімейного виховання в педагогічній спадщині А.С. Макаренка і сучасність / О.В. Матвієнко // Теоретичні питання освіти та виховання: зб. наук. пр. / Сум. держ. пед. ун-т ім.А.С. Макаренка. - Суми, 2009. - Вип.6. - С.166-169.
12. Микитюк І.А. Роль спадщини А.С. Макаренка у формуванні педагогічної культури вчителя сучасної школи / І.А. Микитюк // Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції "Спадщина А.С. Макаренка і педагогічні пріоритети сучасності", 12-14 березня 2008 р., м. Полтава / за заг. ред. роф. М.В. Гриньової. - Полтава: Астрая, 2008. - С.220-221.
13. Невская С. С.А.С. Макаренко о педагогическом взаимодействии семьи и школы / С.С. Невская // Педагогика. - 2013. - № 9. - С.90-94.
14. Неустроев А.Н. Формирование экономического сознания воспитанников в системе трудового воспитания А.С. Макаренко / А.Н. Неутроев. - Якутск, 2002. - 87 с.
15. Никандров Н.Д. Социализация молодежи и качество образования / Н.Д. Никандров // Научные основы развития образования в XXI веке: Сборник н/трудов. Сост., ред. А.С. Запесоцкий, О.Е. Лебедев. - СПб.: СПбГУП, 2011. - 672 с.
16. Никитина С.Г. История и современность трудового воспитания школьников в педагогической системе А.С. Макаренко / С.Г. Никитина. - 117 с.
17. Перунина Ю. Честь, достоинство, гордость: коллектив и личность: формирование личных качеств и коллективизма у воспитанников А.С. Макаренко / Ю. Перунина // Пропаганда. - 2008. - № 1. - С.28-29.
18. Рева О.О. Проблема реорганізації колективу та її відображення у педагогічній спадщині А.С. Макаренка / О.О. Рева // Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції "Спадщина А.С. Макаренка і педагогічні пріоритети сучасності", 12-4 березня 2008 р., м. Полтава / за заг. ред. проф. М.В. Гриньової. - Полтава: Астрая, 2008. - С.280-282.
19. Рябуха А.Ю. Управлінська діяльність А.С. Макаренка з організації дитячого колективу / А.Ю. Рябуха // Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції "Спадщина А.С. Макаренка і педагогічні пріоритети сучасності", 12-14 березня 2008 р., м. Полтава / за заг. ред. проф. М.В. Гриньової. - Полтава: Астрая, 2008. - С.288292.
20. Свиченская Я.В.А.С. Макаренко про организационно-управленческую основу воспитания коллектива / Я.В. Свиченская, Н.И. Билык // Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції "Спадщина А.С. Макаренка і педагогічні пріоритети сучасності", 12-14 березня 2008 р., м. Полтава / за заг. ред. проф. М.В. Гриньової. - Полтава: Астрая, 2008. - С.317318.
- Введение
- Глава 1. Основные черты педагогической системы А.С. Макаренко и их значение в современном образовании
- 1.1 Сущность и основные черты педагогической системы А.С.Макаренко
- 1.2 Значение педагогического опыта А.С. Макаренко в системе современного образования
- Глава 2. Реализация идей А.С. Макаренко в современном школьном образовании
- 2.1 Принцип коллективизма А.С. Макаренко и особенности его использования в современной школе
- 2.2 Идеи гуманизма как основа творчества А.С. Макаренко и их использование в современном образовании
- 2.3 Особенности построения системы семейного и трудового воспитания на основе педагогического наследия А.С. Макаренко
- Заключение