logo
Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики в 1 классе

3. Сущность игровых технологий

дидактическая игра педагогический число

Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра. И. Хейзинга.

Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Игра- это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в которых складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровая деятельность выполняет такие функции:

1) развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес.)

2) Коммуникативную: освоение диалектики общения.

3) Самореализация в игре как полигоне человеческой практики.

4) Игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности,

5) Диагностическую: выявление отклонений от нормального поведения и самопознание в процессе игры.

6) Функцию коррекции: внесение позитивных изменении, в структуру личностных показателей.

7) Межнациональные коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей.

8) Социализации: включение в систему общественных отношении, усвоение норм общественного общежития.

Большинству игр присущи 4 главные черты (по С.А.Шмакову):

- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие).

- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности (политворческий).

- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состоятельность, конкуренция, аттракцион и т.д. (чувственная природа игры «эмоциональное напряжение»)

- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание или логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры, как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация целей, а также анализ результата, в котором личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности сворачивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворение потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровое действие, как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) ровные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) область действительности, условно воспроизводимое в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и сузить развлекательно-рекреативными возможностями.

«Игpa - есть потребность растущего детского организма, в игре развивается физическая сила, тверже делается рука, гибче тело, вернее глазомер, развивается сообразительность, находчивость, инициатива, в игре вырабатывается у ребят организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.» так оценивала значение игр в развитии детей Н.Г.Крупская.

В играх и труде, в задорных выдумках и безудержном веселье во всем многообразии проявляются характеры и способности детей. Таких возможностей, которые раскрывают перед наблюдательным педагогом игры в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать даже самый лучший в методическом отношении урок.

«Правильно поставленная игра, - отмечает психолог В.В.Давыдов, позволит многому научить ребенка. Как ни странно, многие родители и даже воспитатели детских садов, не умеют руководить играми детей, особенно коллективными и сюжетно-ролевыми. Организация игровой деятельности детей и создание ее реквизита требуют не менее глубоких специальных научных знаний, психолого-педагогических изысканий, чем выработка медико-гигиенических норм обеспечения жизни ребенка, нo такие исследования проходят медленно, без вторжения в глубинные интересы нашего общественного воспитания».

Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшему, люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в современной педагогике, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы или раздела учебного предмета;

в качестве урока или его части (введение, объяснение, заключение, упражнение, контроль).

- как технология внеклассной работы.

Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который может быть обоснованным, выделенным в ясном виде и характеризоваться учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебной деятельности присутствует элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактической задачи связывается с игровым результатом.

Место и роль игровых технологий в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функции и классификаций педагогических игр.

Таблица 1

По спектру целевых ориентации игры различают:

· дидактические, расширение кругозора, познавательная деятельность; применение знаний, умений и навыков в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков и развитие трудовых навыков;

· воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, формирование определенных подходов, позиций нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества коллективизма, общительности, коммуникативности; развивающие: развитие памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображение, фантазию, творческие способности, эмпатии, рефлексии, умение находить оптимальные решений, развитие мотивации учебной деятельности.