logo
Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики в 1 классе

2. Значение дидактических игр

«Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту - атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, в этой специальной обстановке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства» С.Т. Шацкий.

Реально смена игровой деятельности на учебную происходит не сразу, ребенок пошел в школу, сел за парту - ему все, что происходит в классе интересно, он исполняет указания учителя, но он психологически остался тем малышом, который своей стихией по-прежнему бессознательно принимает игру. В ситуациях игры ребенок вступает в отношения соревнования и самоутверждения в ловкости, выносливости, смекалке. Здесь он учится подчинению правил, моральным победам над собой в ситуациях успеха и неуспеха. Здесь же он получает возможность переключиться от напряжения к расслаблению. Подавляющее число детей быстро утомляются от монотонной учебной деятельности и начинают скучать, отвлекаться. Здесь-то и приходит на помощь делу привычная и любимая игра. Игра ассоциируется с удовольствием, со свободой выбора сюжета, действий, свободой фантазий, свободой начала и конца игровых действий. Дети, играя, учатся. Благодаря игре легче происходит вхождение в учебную деятельность. В ходе игры происходит настрой всех психофизиологических функций, обеспечивает успешное выполнение этой деятельности. Игра требует от ребенка произвольного внимания, произвольного запоминания, эмоциональной сдержанности, ребенок по законам игры обязан быть внимательным, ориентироваться в правилах игры, быть корректным и эмоционально сдержанным.

Дидактические игры относятся к виду игр «по правилам», в число которых входят игры подвижные и связанные с музыкой, именно они являются ярким примером синтеза различных видов педагогического воздействия на учеников: интеллектуального, нравственного и эмоционального. Учебная задача в дидактической игре не ставится перед детьми прямым образом, поэтому в педагогической литературе говорится о непреднамеренном усвоении учебного материала.

Дидактическая игра - это одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках. Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе, Вначале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже тот материал, без которого нельзя участвовать в игре. В ходе игры учащимся, незаметно для себя, выполнять различные упражнения, где им приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко и быстро выполнять задания, соблюдая правила игры.

В играх, особенно коллективных, дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Включение в урок дидактических игр делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.

Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачки-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности. Очень многие дидактические игры заключают в себя вопрос-задание, призыв к действию, например, «Кто быстрее?», «Hе зевать!», «Отвечай СРАЗУ»! и т.д. Значительная часть игр дает возможность сделать тс или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала.

ИГРА - это «дитя труда». Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Ребенок играет сначала с реальными окружающими предметами, а затем с воображаемыми, которые для него физически недоступны. В этих играх он овладевает предметами окружающей среды, возникающая потребность действовать и поступать, как взрослый, не всегда удовлетворяется, играя, ребенок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в своих действиях. Игры детей чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В них дети вступают в различные отношения: сотрудничество, соподчинения, взаимного контроля. Нормы человеческих взаимоотношений через игру становятся источником развития морали самого ребенка; дети получают возможность для становления как личности в целом, так и отдельных психических процессов.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают свои способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Высоко оценивал значение игры В.А.Сухомлинский: «Без игры нет, не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В дидактической игре ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Дидактические игры представляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность, многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение, требуют не только умственных, но и волевых усилий - организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

Художественно-оформленные игрушки, рисунки, демонстрационно-раздаточный материал к играм выполняют задачу художественного воспитания.

Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.

Еще раз вернемся к элементам дидактической игры, элементы дидактической игры: игровой замысел, дидактические задачи, игровое действие и правила. Игровой замысел и игровое действие делают дидактическую игру привлекательной и желанной, эмоциональным видом деятельности. Игровой замысел бывает выражен в самом названии игры и в игровой задаче, путем решения котором дети начинают понимать практическое применение полученных ими знании, игровой замысел определяет характер игрового действия, а игровое действие дает возможность детям учиться в тот момент, когда они играют. Правила помогают направить игровой процесс. Они регулируют поведением детей и их взаимоотношением между собой. Результаты игры всегда очевидны. Соблюдение правил обязывает детей самостоятельно выполнять игровые действия, и вместе с этим у них вырабатывается критерий для оценки поведения собственного и своих одноклассников.

Работа над дидактической задачей требует активизации всей психической деятельности ребенка. Развиваются познавательные процессы: мышление, память, воображение. Усовершенствуется умственная деятельность, включающая в себя проведение различных операций в иx единстве. Внимание становится более целенаправленным, устойчивым, появляется у учащихся умение правильно его распределять. Стимулируется развитие познавательных способностей, наблюдательности, сообразительности, любознательности. У детей начинает проявляться волевое сдерживающее начало. Соблюдение правил, являющееся результатом возникающего у детей интереса к игре, помогает воспитанию важных нравственно-волевых качеств, таких как организованность, сдержанность, доброжелательность, честность и т.д. В процессе занятий дидактической игрой формируются умения работать самостоятельно, осуществлять контроль и самоконтроль, согласовывать свои действия и соподчинять их.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении первоклассников, в них удается сконцентрировать внимание даже самых инертных детей. Вначале появляется интерес детей только к игре, а затем к учебному материалу, без которого игра невозможна.

Начальная школа закладывает основы всестороннего развития детей. Современные учебники, пособия для учителей позволяют при должной подготовке строить урок так, чтобы развивать у учащихся мышление, внимание, другие виды познавательной деятельности. Хороший урок, констатирует педагогическая наука, отличается многообразием учебных ситуаций, которые вызывают активную познавательную деятельность. Ее развитие не может происходить без эмоционального проявления которой в большой степени способствуют занимательные дидактические игры и упражнения.

Введение в урок игр, игровых упражнений и ситуаций позволяет свести до минимума утомляемость и напряжение ребенка, в течении всего урока поддерживать его внимание. Не даром говорят: «шутка-минутка, а заряжает на час». Игры на уроках способствуют быстрому выполнению заданий, развивают и повышают интерес к предмету. Наличие различных по сложности, форме и содержанию игровых упражнений позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, повышает уровень знаний учащихся. В большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения.

Ученые по-разному классифицируют дидактические игры. Например, Л.Чилингирова и Б.Спиридонова делят игры на предметные (лото, домино и др.), предметно-словесные («Угадайте», магические квадраты и др.) и только словесные, как например «Число, следующее за данным числом...», «Назови число, которое больше (меньше) названного числа и т.д.

Одними из современных игр для обучения являются программированные дидактические игры. В них игровое действие протекает при использовании элементарной техники в качестве ответ на произведенное действие появляется обратная информация посредством звукового или светового сигнала. Ориентируясь по этому сигналу, ребенок контролирует, насколько правильно соблюдаются им определенные правила.

В зависимости от познавательного содержания игры помогают овладевать различными видами знаний: арифметическими, геометрическими и т.д.

Дидактические игры предназначение для индивидуальной игры, а также в них может играть Группа детей, т.е. игры могут быть коллективными, групповыми и индивидуальными.

Исследователи делят игры по характеру познавательной деятельности, а некоторые делят игры на две группы: наглядные и словесные. Игры с использованием наглядности, в свою очередь подразделяются на игры с демонстрационными и раздаточными материалами и игры с раздаточными игрушками (объектами природы и предметами обихода). К дидактическим играм с использованием средств наглядности можно также отнести игры-инсценировки некоторых сказок и книжек-считалок с применением соответствующих игрушек «Три медведя» А. Н. Толстой, «Считалочки» А. Барто и др.

В основе словесных игр лежит накопленный опыт детей, их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении. Они применяются на этапе закрепления и повторения учебного материала, например, в играх «Наоборот», «Забей гол в числовые ворота» и другие, дети должны воспроизвести полученные ранее знания, вспомнить изученные правила, вычислительные приемы, а словесным играм относятся также игры-загадки (без картинок), игры на составление высказываний, на дополнение их.

К. дидактическим играм разрабатывается демонстрационный материал и раздаточный материал, который позволяет учесть наглядно-действенный характер мышления учащихся, повысить эффективность обучения, воспитывать интерес к обучению.

С.И.Волкова и Н.Н. Столярова оказывают большое внимание играм, которые развивают познавательные процессы, Учитывая это, они разбили условно все задания на несколько групп. Задания на развитие памяти - к ним относятся различные лабиринты и целый ряд игр («Я знаю...», «Веселый счет», «Внимание» и др.), направленные на развитие произвольного внимания детей. Лабиринты они делят на обычные, степень трудности продвижения определяется длиной пути и количеством тупиков, входов и выходов; построенные по принципу « дерева решений», в которых нужно пройти по всем «виткам», а в конце выполнить рисунок или штриховку в соответствии со встреченными на пути знаками; с указанием направления движения в виде графического «письма».

Выполнение таких заданий способствует формированию жизненно важных умений: целенаправленно сосредоточиться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух- трехходовые задачи, работа с лабиринтами способствует совершенствованию качества произвольного внимания шестилеток: постепенно увеличивая его объем, улучшает его распределение, переключение, устойчивость. Задания, совершенствующие воображение, построены в основном на материале геометрического характера: составление различных геометрических фигур, выделение из общего рисунка заданных геометрических фигур и построение заданной геометрической фигуры из нескольких частей, которые выбираются из множества данных, и дp.

Задания, развивающие память - «Запомни изученные слова», «цепочка слов», «Повтори-ка». В результате школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти математические термины. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного, слухового запоминания, развивается слуховая память, восприятие и наблюдательность (особенно во время зрительного диктанта), закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания, развивающие мышление - задания на доступном детям материале с опорой на их жизненный опыт строить правильные суждения, проводить несложные доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики, отыскивать несколько возможных решений, обосновывать осуществление каждого из них.

Раиса Алабина по характеру познавательной деятельности разбивает игры на следующие группы: игры, требующие от детей исполнительской деятельности - с помощью таких игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр дети знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, усваивают понятия «вверх», «вниз», «справа», «слева», «между», которые основой пространственных представлений, овладевают счетом, рассматривают классификацию фигур по одному или нескольким признакам. В этой группе можно использовать еще такие задания: придумать слова, подобные данным, выложить узор или начертить фигуру, аналогичную данной, В первые месяцы обучения в 1-м классе дети в тетрадях по математике выполняют много рисунков, которые помогают им научиться концентрировать внимание, точно следовать указаниям учителя, работать последовательно и добиваться желаемого результата. Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относятся игры, способствующие развитию вычислительных навыков и навыков правописания. Любимая детьми игра «Охота на лис», в ней они должны определить, как спортсмен- охотник движется к финишу.

Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность. К ним относятся «Я - учитель», в которой ребята проверяют выполненную кем-то работу. Также игра «Контролеры». Детям раздаются карточки с примерами, которые они должны решить, Если ответ примера совпадает с номером автобуса, значит, он его пассажир. Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность, например, игра «Числа-перебежчики», из одного примера на сложение нужно сделать пример на вычитание, а также пример составить, используя свойство переместительного сложения. Игры, включающие элементы поисковой деятельности. Дети очень любят игры данной группы, так как любят сравнивать, анализировать, находить общее и различие, интересен поиск недостающего.

Еще К.Д.Ушинский подчеркивал важность применения занимательных упражнений: « ...чем долее вы будите оберегать ребенка от серьезных занятий, тем труднее для него потом переход к ним. Сделать серьезные занятия для ребенка занимательными - вот задача первоначального обучения».

В справедливости этих слов сегодня убеждаются педагоги, психологи, методисты, учителя. «Хорошая игра похожа на хорошую работу... В каждой игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли», - писал А.С.Макаренко. Вот почему игры и игровые упражнения должны занять прочное место и в процессе обучения, и в процессе воспитания.